Турпоток в Волгоградской области планируют увеличить в разы

Волгоградская область становится активным участником федеральных программ и проектов в сфере туризма

Прирост специалисты рассчитывают обеспечить за счет развития внутреннего и въездного круизного туризма. Реализовать эту задачу позволит комплексная реформа системы речного транспорта России. Для ее модернизации, как отметил Президент России Владимир Путин в ходе минувшего заседания президиума Госсовета, необходима реконструкция судоходных гидротехнических сооружений. «МК в Волгограде» узнал, какие перспективы ожидают туристическую отрасль региона.

Дешево и сердито

От путешествий самолетом или поездом жители Республики Татарстан Екатерина и Олег Кривошеины отказались еще 20 лет назад. Из всех видов туризма супруги выбирают путь именно по главной реке России. Вместе с еще 150 земляками на комфортабельном теплоходе они проделали пятидневный путь от Елабуги до Волгограда. Сервис, отмечают пассажиры, – на «пятерочку»: организаторы ежеминутно устраивают какое-нибудь мероприятие, чтобы пассажиры не скучали, пока за бортом меняются пейзажи, города.

– Мы отметили для себя такую тенденцию: маршруты по Волге больше выбирают те, кто предпочитает спокойный отдых, – говорит Екатерина. – Эта поездка нам обошлась в 26 тыс. рублей за двоих, с питанием, что намного дешевле туров за границу или на Черное море. А само путешествие речным транспортом безопаснее, чем самолетом или поездом.

Знакомство с Волгоградом для пассажиров теплохода начинается с Мамаева кургана, а заканчивается музеем-панорамой «Сталинградская битва». За пять часов стоянки приезжие туристы успевают посмотреть немного. Те, кто приплывает в наш город уже не в первый раз, отправляются на юг города – в «Старую Сарепту» или в Иловлинский район, чтобы познакомиться с бытом донских казаков.

Круизы на мели

Волгоградка Инна Зайцева за свои 50 лет объездила едва ли не полстраны. Она помнит, как на теплоходе можно было через Волго-Донской канал добраться до Ростова, а оттуда – до Керчи, пересесть на автобус до Ялты. На такое путешествие, правда, уходил чуть ли не месяц, зато впечатлений – целое море.

– Сейчас таких маршрутов уже не делают, – сетует туристка. – Не выгодно – нет спроса. Остается только довольствоваться однодневными экскурсионными программами. В прошлом году плавала на теплоходе от пристани «Ильевка» в Калачевском районе через 13-й шлюз канала с выходом в Дон и обратно. Всего 2,5 часа. Заплатила 1500 рублей, без питания.

Спрос на речные круизы в России сильно упал. Из примерно 120 имеющихся в стране плавучих лайнеров «на работу» в этом году вышло только 96 судов разного типа и класса. Около десятка после зимовки так и осталось в затонах. Причина падения интереса туристов к такому виду отдыха не столько в цене вояжей, сколько в отсутствии полноценной береговой инфраструктуры.

– В том же Калачевском районе картина не самая приглядная, – говорит Инна Зайцева. – Нет никакой инфраструктуры на берегу: ни кафе, ни туалетов, ни сувениров. И прибрежная местность явно требует благоустройства. Да и реки обмелели сильно. Водный путь с каждым годом все уже, и это создает проблемы для речного туризма.

В прошлом году, по данным речников, в некоторых местах Волги и Дона были вынуждены даже останавливать навигацию. Реки высохли до такой степени, что якоря, опускаясь, зарывались в плотный ил – глубина в отдельных районах не более двух метров. Сейчас в районе Сарпинского острова часто можно увидеть специальные баржи, которые с помощью ковшей решают проблему с отмелями.

В таких условиях более половины пассажирских судов не могут ходить с полной загрузкой, отмечали участники недавнего заседания президиума Госсовета РФ, которое прошло в Волгограде не так давно. Недогруз ведет к увеличению количества убыточных рейсов, в итоге количество пассажирских перевозок по водным путям резко падает.

Очевидные преимущества

Если еще в 80-е водным транспортом в Волгоград прибывало порядка 2 млн пассажиров, то к началу 2000-х это число многократно сократилось. Только за последние 16 лет в регион приходили порядка 400 судозаходов, которые привозили в среднем 65 тыс. туристов.

– На сегодняшний день этот показатель сократился еще в несколько раз, – констатирует директор ГБУ ВО «Агентство развития туризма» Майя Власова. – Так, в 2015 году речным транспортом к нам прибыло всего 25 тыс. человек.

У России богатый туристический потенциал, который необходимо развивать. Это в ходе Госсовета отметил и Президент Владимир Путин. Судоходные пути сообщения сегодня проходят по 60 регионам Федерации, где проживает 80% населения страны, производится до 90% внутреннего валового продукта. Водный транспорт имеет особое стратегическое значение, и обладает большим конкурентным преимуществом. Водные пути задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, подчеркнул Президент.

– Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей. А для ряда регионов водный транспорт просто не имеет альтернативы. Однако все эти преимущества реализуются не в полной мере, – констатировал президент.

Еще два года назад перед Правительством РФ была поставлена задача пересмотреть логистику, задействовать речной транспорт в летний период, чтобы не создавать напряженности на федеральных магистралях. Сегодня пришло время применять оперативные меры. Президент обратил внимание на то, что необходимо направить усилия на реализацию задач по обеспечению реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений. На это, безусловно, потребуются дополнительные источники финансирования.

Отблески величия

Волгоградская область сегодня становится активным участником федеральных программ и проектов. Так, несколько лет назад был разработан инвестиционный проект по устройству набережной им. 62-й Армии. Сегодня пакет документов передан в Министерство строительства РФ, начиная с 2017–2018 годов в регион будут привлечены финансовые средства на его реализацию, в том числе проект коснется и реконструкции причально-пристанных сооружений.

– Помимо того, что мы ждем от федерального центра финансовой поддержки, мы и сами не стоим на месте, прилагая все усилия для развития туристической отрасли в регионе, – заявила Майя Власова. – Волгоградская область стала одним из участников соглашения, заключенного между Федеральным агентством по развитию туризма и 17 субъектами страны, расположенными на брегах крупнейшей реки Европы. Речь идет и о межрегиональном проекте «Великая Волга», который реализуется с 2013 года и направлен на создание условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма.

Помимо этого, профильными специалистами региона была разработана программа «Территория побед», которая впоследствии стала частью ФЦП по развитию въездного внутреннего туризма в России. В ее рамках планируется провести работы по ремонту центральной лестницы набережной им. 62-й Армии и подпорной стенки, держащую верхнюю террасу, а также возвести новую пристань в Камышине, чтобы туристические суда и там могли делать остановку.

Кроме того, наш регион стал одним из 30 субъектов Федерации – участников нового этапа национальной кампании продвижения внутреннего туризма и туристских маршрутов под брендом «Время отдыхать в России». Прежде всего повышенное внимание, особенно в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году, уделяется повышению качества оказываемых услуг. На сегодняшний день 85% объектов размещения туристов прошли классификацию. Важную роль в продвижении туристического потенциала Волгоградской области на региональном, межрегиональном и международном уровне играет повышение качества экскурсионного обслуживания, чем эффективно способствует созданию туристско-информационного кластера.

– В результате реализации в Волгоградской области туристско-рекреационного кластера «Территория побед», а также других мероприятий по развитию отрасли в регионе, к 2020 году объем туристического потока мы намерены увеличить в среднем на 60%, – заявила Майя Власова. – Если сейчас к нам прибывает в среднем до 800 тыс. человек в год, то в ближайшие годы наша задача – выйти на 1 млн 400 тыс. туристов в год. Мы ставим своей целью вернуться на советские рубежи, когда регион принимал порядка 2 млн туристов в год.

Как было отмечено на заседании президиума Госсовета под председательством Президента РФ Владимира Путина, в помощь туриндустрии необходимо также упростить визовый режим. Предлагается разрешить безвизовое пребывание организованных иностранных групп сроком до 15 дней, прибывающих в Россию через аэропорты крупнейших речных туристических центров: Казани, Ростова, Астрахани и Волгограда.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: Все путем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру