Президент России определил в Волгограде новые точки роста экономики

В начале недели Волгоград стал площадкой для проведения заседания Президиума Госсовета РФ по вопросам развития внутренних водных путей. Выездное заседание провел Президент России Владимир Путин, а приглашенными участниками стали почти два десятка федеральных чиновников.

На особом счету

Главной темой Госсовета в Волгограде стало восстановление утраченных в начале нулевых годов объемов речных грузоперевозок, развитие круизного туризма и обеспечение инфраструктурных условий для водных перевозок.

Перед началом Госсовета, который прошел в импровизированном палаточном городке рядом с памятником бронекатеру на Центральной набережной, Владимир Путин осмотрел выставку «Водный транспорт – задачи настоящего, перспективы будущего». Экспозиция развернулась прямо в акватории Волги: здесь выставили макеты современных речных судов круизного и товарного назначения, а также проекты Нижегородского и Багаевского гидроузлов. Эти водонапорные сооружения участники Госсовета назвали основными драйверами для нового витка развития речного судохождения по Волго-Донскому бассейну.

– Мы собрались в Волгограде, на берегу Волги, неслучайно, – подчеркнул Владимир Путин, открывая заседание Госсовета. – На повестке дня – вопрос развития внутренних водных путей, проблема актуальная как для Поволжья, так и для всей России.

Кстати, изначально выездное заседание Госсовета планировали провести в Астрахани, однако в последний момент было решено, что принять Госсовет на речную тематику должен именно Волгоград. Эксперты склонны видеть в этом нечто большее, чем обычную локационную рокировку.

– Волгоград на протяжении десятилетий считался крупнейшим городом – речным портом в европейской части России, – говорит депутат Волгоградской областной думы Анатолий Бакулин. – Удачное географическое расположение обеспечило городу логистические преимущества: через Волгоград шли суда в Казахстан, к Каспию.

По мнению эксперта, речное судоходство в советское время являлось важнейшей статьей роста ВВП и местной экономики.

– Помню, как в моем детстве в родной для меня Волжский по реке каждое утро на катерах привозили свежий хлеб и овощи из Заволжья, – вспоминает Бакулин. – Я застал даже те времена, когда Ахтуба была судоходной! Но в середине 90-х грузоперевозчики переориентировались на автотрассы и железные дороги. Речное судоходство впало в стагнацию.

Сегодня Волгоградская область возвращает себе статус опорного транспортного узла Юга России. Проведение в Волгограде Госсовета лишь подтверждает этот статус.

– Очевидно, что федеральные власти положительно оценивают проекты областных властей по развитию транспортной инфраструктуры региона, – считает Анатолий Бакулин. – На Госсовете министр транспорта РФ Максим Соколов заявил о курсе на переориентацию транспортных потоков с автотрасс на речные артерии. Этот федеральный тренд совпадает с положениями комплексного плана губернатора Волгоградской области по разгрузке городских дорог от крупнотоннажных фур. От уровня развития речного судоходства зависят ключевые отрасли-локомотивы региональной экономики: промышленность, сельское хозяйство и торговое сообщение, а также въездной круизный туризм. Кстати, эти направления Андрей Бочаров обозначил как опорные в своей долгосрочной программе развития Волгоградской области.

В выборе Волгограда в качестве площадки для проведения заседания Госсовета по речному судоходству просматривается определенный символизм. Президент в ходе заседания неоднократно заявлял о значимости российских рек в структуре национальной экономики. Отдельно говорил о Волге – крупнейшей в Европе реке, обеспечивающей выход страны к пяти морям: Черному, Каспийскому, Белому, Балтийскому и Азовскому.

Круги на воде

Реки и судоходные каналы Поволжья сегодня продолжают обеспечивать торговые связи между регионами, однако объем речных грузоперевозок с каждым годом снижается. Грузоперевозчики предпочитают пользоваться автомобильными или железными дорогами для доставки грузов. Индустрия речных грузоперевозок ежегодно терпит многомиллионные убытки, в то время как для самих перевозчиков выгоднее сплавлять груз по реке, чем по автомагистрали.

– Один речной состав грузоподъемностью 8 тыс. тонн способен заменить 400 20-тонных грузовых автомобилей, – объяснил министр транспорта Максим Соколов, подчеркнув необходимость переориентации грузопотоков с автомобильных дорог на речные пути. – Направления автоперевозок чаще всего дублируют направления водных путей. Но получается, что автодороги загружены перевозчиками, а речные ресурсы не используются в полной мере.

Правительство взялось за стимулирование речных грузоперевозок несколько лет назад, когда был введен запрет на перевозку грузов тяжеловесами по внутренним городским трассам. В Волгограде глава Минтранса заявил о новом способе стимулирования речного сообщения.

– Период речной навигации совпадает с периодом повышения нагрузки на автодороги из-за роста сезонных перевозок грузов и пассажиров, и в рамках уже принятых решений, используя систему «Платон», возможно стимулирование речных грузоперевозок путем повышения тарифа в период речной навигации с апреля по ноябрь, – сказал Соколов. – Возможно делать это и на автомагистралях, направления которых совпадают с направлениями водных магистралей. Для этого необходимо составить актуальный перечень стратегических маршрутов.

Летом пик нагрузки испытывают и железные дороги, поэтому необходимо проработать отмену скидок на перевозку массовых и тяжеловесных грузов железнодорожным транспортом, считает министр.

Другим сдерживающим фактором развития грузового и пассажирского сообщения остаются инфраструктурные ограничения: слаборазвитые причалы, снижение глубины водных путей и маловодье.

– Именно маловодье стало причиной разделения Волги и Нижнего Дона на разны судоходные участки, – подчеркнул Владимир Путин. – Мы разговаривали об этом с волгоградским губернатором Андреем Бочаровым, в этом году вроде уровень воды в реках приличный, но так бывает далеко не всегда.

Обмеление Волго-Донских водных путей сказалось на популярности круизных туров из Москвы и Санкт-Петербурга по направлению к Югу России. По итогам Госсовета принято решение уделить особое внимание восстановлению этих проектов. Проработка вопросов восстановления круизного сообщения будет идти в тесном сотрудничестве с природоохранными ведомствами.

– Природная среда Волги уникальна, – подчеркнул глава государства. – Необходимо сделать все, чтобы минимизировать возможный ущерб.

Новой точкой роста регулярного речного пассажирского и торгового сообщения федеральные чиновники назвали строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов. По итогам Госсовета принято решение рассмотреть предложение Минтранса РФ о введении 15-дневного безвизового режима для иностранцев, прибывающих в Россию через аэропорты городов со статусом крупных речных портов – Казань, Ростов, Астрахань, Волгоград.

Верным маршрутом

Перед отправлением в Москву Владимир Путин осмотрел новый терминал волгоградского аэропорта, построенный к ЧМ-2018. Модернизированный терминал рассчитан на повышенный пассажиропоток и может обслуживать до 300 человек в час. Главе государства презентовали макет комплексной модернизации аэроузла, окончательный облик аэропорта после всех этапов реконструкции.

Отдельно Путину показали работу инновационной системы рентгеновского контроля «Дозор», сконструированной на основе российских разработок.

Маршрут президентского кортежа в аэропорт пролегал через ключевые шоссе и развязки, отремонтированные в рамках подготовки региона к ЧМ-2018. В рекордные сроки удалось привести в порядок шоссе Авиаторов, проспект Жукова, реконструировать улицу Невскую. В планах – досрочная сдача в эксплуатацию Комсомольского моста.

– Качество покрытий трасс значительно возросло – это очень заметно, – констатирует председатель научно-технического экспертного совета при главе администрации Волгограда Виталий Боровик. – Причем объемы обновлений дорожно-транспортной инфраструктуры также сильно увеличили. Если в прежние годы финансирование исчислялось сотнями миллионов, то сейчас – уже миллиардами. Это заслуга губернатора Андрея Бочарова, который еще в начале своего руководства обратил внимание на проблемы отрасли.

Еще два года назад мало кто из волгоградцев верил, что в регионе возможны столь глобальные перемены. Движение назад в вопросе развития дорожно-транспортной инфраструктуры удалось остановить в 2014 году. Два года назад реализация крупных инфраструктурных проектов стала приоритетом долгосрочной стратегии развития Волгоградской области, утвержденной губернатором Андреем Бочаровым. Сегодня движение вперед продолжается. Уникальный интермодальный пересадочный узел, который будет создан на базе волгоградского аэропорта, и отремонтированные дороги повысят инвестиционную привлекательность региона.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 17 августа 2016

Заголовок в газете: Вены - реки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру