«Хочу разрыдаться...»
Спортивные новости последних недель все сильнее напоминают фронтовые сводки времен холодной войны. И, увы, ежедневные диспозиции почти всегда складываются не в нашу пользу. Вечером 24 июля стало известно о решении исполкома Международного олимпийского комитета не отстранять от Игр всю российскую сборную, а лишить права выступать только группу легкоатлетов. Едва успели примириться с этой новостью, как последовал новый удар: в Рио не едут те представители российской сборной, кто хоть однажды в своей карьере попался на употреблении допинга. С тех пор каждый день российская сборная становится на три, пять, десять спортсменов меньше. Накануне появилась информация, что Россию на ОИ-2016 представят от силы 40 спортсменов.
Для нашей землячки, двукратной олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой Олимпиада в Рио должна была стать последней в ее профессиональной спортивной карьере. Елена вернулась в спорт после декрета только ради того, чтобы завоевать медаль на ОИ-2016. Изнурительные тренировки, первые после долгого перерыва старты, травма на Кубке губернатора в феврале 2016 года, восстановление и, наконец, подготовка к Рио. Пока Исинбаева приходила в форму, над российской легкоатлетической федерацией сгущались тучи. Одно за одним сыпались обвинения в употреблении российскими спортсменами допинга. То, что в спорт вмешалась политика, стало очевидным после серии «документальных» фильмов зарубежных журналистов. Западные и заокеанские СМИ наперебой сообщали, что в России изобрели уникальную технологию подмены положительных допинг-проб на отрицательные, а спонсирует эту программу Кремль.
После череды заседаний и совещаний Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) приняла решение об отстранении российских легкоатлетов от участия в Играх.
«Боже, как обидно от такой несправедливости. Слабая у нас защита, я бы сказала, нулевая. Никто не отстоял и не защитил мои права. Грустно до слез от собственного бессилия перед этим беззаконием и беспределом. Слезы по щекам от осознания того, что я сделала для легкой атлетики. Что я могла бы подарить миру в Рио, какую высоту, какие эмоции, так и останется загадкой… И для меня тоже… Хочу разрыдаться” – так Елена Исинбаева отреагировала на решение IAAFв своем Instagram.
Совпадение или нет, но буквально на следующий день после поста Исинбаевой с упреком в слабой защите своих прав министр спорта Виталий Мутко написал письмо главе IAAF Себастьяну Коу с просьбой о пересмотре решения по допуску российских легкоатлетов на Олимпийские игры 2016 года в Рио-де-Жанейро. В письме, в частности, говорится, что «ответственность должна быть персонифицирована, и все добросовестные спортсмены не должны отвечать за нарушения других».
"На мой взгляд, неправильно, что из-за проблемы допинга в общем санкции наложены на всех спортсменов, среди которых такие величины, как Елена Исинбаева, имеющая безупречную репутацию, подтвержденную огромным количеством пройденных допинг-тестов по линии различных антидопинговых организаций, или юные спортсмены Мария Кучина и Сергей Шубенков, которые относятся к новому поколению", – пишет Мутко Коу.
Спортивные обозреватели назвали заявление российского министра запоздалым покаянием, но не исключают, что IAAF смягчит свое решение по отношению к чистым спортсменам. Однако шансы на это ничтожно малы: похоже, международные спортивные чиновники делают все, чтобы российская сборная не составляла более слабым сборным конкуренции на грядущих Играх.
Без права на надежду
От ангажированного решения IAAF пострадала не только Елена Исинбаева. Бороться за олимпийские медали не пускают еще как минимум трех волгоградских спорстменов. Все они рассчитывали на призовые места в своих коронных дисциплинах.
Для десятиборца Ильи Шкуренева Игры в Рио должны были стать дебютными. 25-летний легкоатлет – действующий чемпион России по десятиборью, совсем недавно он защитил свой титул на первенстве в Чебоксарах. Уроженец Жирновского района области, Илья стал первым волгоградцем, кто добыл себе путевку в олимпийскую сборную – 2016. Шкуренев в 2015 году победил по итогам большого марафона турниров, которые проходили в течение года на разных континентах. Набрав по итогам трех лучших выступлений 25 259 баллов, он стал безоговорочным лидером IAAF Combined Events Challenge. За всю историю этого цикла соревнований впервые его выиграл россиянин.
Серебряный призер Олимпиады-2012 бегунья Антонина Кривошапка, как и Исинбаева, совсем недавно вышла из декрета. Быстро вернулась в форму и уже зимой 2016 года на Кубке губернатора финишировала первой на своей коронной дистанции 400 метров. В июне из Чебоксар Антонина привезла еще одно золото, став чемпионкой России в беге на четырехсотметровке. Все допинг-тесты волгоградской бегуньи были чистыми, но IAAF чешет всех под одну гребенку – в Рио Кривошапка не едет.
На Игры в Рио у 24-летнего пловца Владимира Морозова были большие планы, который оборвались в ночь на вторник. Спортсмена тоже не пускают в Бразилию – имя Морозова упоминается в скандальном докладе Всемирного антидопингового агентства. Воспитанник волгоградца Виктора Авдиенко успел стать трехкратным чемпионом мира на короткой воде и бронзовым призером ОИ-2012. Впрочем, у Морозова сохраняется призрачный, но шанс выступить в Рио. По словам тренера российской сборной по плаванию Сергея Колмогорова, «Морозов в допинговом отношении абсолютно чист».
Как гром среди ясного неба прозвучала новость об отстранении от игр прославленного волгоградского гребца Андрея Крайтора. Его имя также фигурирует в пресловутом докладе главы ВАДа Ричарда Макларена. В июне 24-летний каноист завоевал золото на короткой воде в Чехии, обеспечив себе путевку в олимпийский Рио. Крайтора называли главным претендентом на победу в дистанции 200 метров на каноэ-одиночке.
Предолимпийские события жирным обозначили уязвимость большого спорта. Крупные международные соревнования превратились в полигон страстей, где за большие деньги свои навыки оттачивают профессиональные политтехнологи и их помощники под личиной журналистов. У этой транснациональной «сборной» свои дисциплины и свои рекорды: по беспринципности, манипуляциям и провокациям. Применив к российским спортсменам принцип коллективной ответственности, международные спортивные функционеры расписались в собственном бессилии перед лицом большой политики. Увы, но спорт больше не является спасительной объединяющей силой, способной останавливать войны и конфликты.