В российских вузах хотят оставить только дневную форму обучения

Заочники не выдерживают уровень подготовки

С нового учебного года Рособрнадзор предлагает отменить заочное обучение для некоторых специальностей. Это поможет повысить качество образования, считают в ведомстве. В число запретных попали самые топовые среди выпускников экономика, юриспруденция, менеджмент, государственное и муниципальное управление.

Очевидное – не вероятное

Нововведение коснется нового набора студентов. Тем, кто уже поступил и продолжает учиться, волноваться не стоит.

Принятая мера, уверены в ведомстве, «подорвет экономическую основу у сомнительных псевдовузов». Ведь ни для кого не секрет, что многие идут на эти специальности совсем не за знаниями.

Наталья Б. уже много лет работает в крупной волгоградской фирме, по специальности женщина – филолог, дело же приходится иметь с маркетингом. Чтобы соответствовать должности, несколько лет назад она поступила на заочное отделение по специальности «менеджмент» в соседнем городе – только ради диплома, подчеркивает женщина, недостатка в знаниях у специалиста, много лет проработавшего в отрасли, нет.

– Особых требований к поступлению на платное отделение не было, – говорит Наталья. – Я понимаю, что ничего, кроме диплома, такое образование мне не даст, но опыт и знания у меня есть и так, а вот что может почерпнуть из подобного высшего образования молодежь, имеющая за плечами 11 классов школы, я, честно, не знаю.

Снижение качества образования наблюдается не только на заочном отделении, считает доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ Андрей Макаров.

– Аргумент, который приводится Рособрнадзором, верный, но при этом не говорится, что такое же низкое качество образования дается и на очном отделении, – считает Макаров. – По сути, отменять заочное образование и говорить о его низком уровне – это расписываться в том, что у государства нет инструментов для повышения качества образования.

Между тем инициативу Рособрнадзора уже поддержали и в Минобрнауке. Таким образом министерство, соглашаясь с принимаемым решением, признает невозможность контролировать качество образования, говорит Макаров. Проблема, уверен эксперт, в ослабленных фильтрах при поступлении.

– Непонятна мотивация Рособрнадзора, ведь можно примерить инструменты для повышения образования, более строго подходить к приему абитуриентов. Иначе создается впечатление, что за этим стоят какие-то другие мотивы, и это очень плохо, так как снижает и так уже низкое доверие к госорганам, уполномоченным контролировать этот вопрос, – говорит он.

Сам себе студент

По мнению же главы Министерства образования Дмитрия Ливанова, низкое качество получаемого заочниками образования кроется в том, что «дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения, безусловно, не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме».

– При очной форме обучения, конечно, знаний студент получает больше. Заочникам же приходится самостоятельно осваивать большую часть материала, – соглашается и юрист Ирина Тыняная. – За те несколько часов, которые отводятся на начитку по каждому предмету, просто невозможно дать всю необходимую информацию.

Поэтому ответы на вопросы, возникающие при изучении материала, заочнику приходится искать самостоятельно, а на это зачастую у работающего человека элементарно не хватает времени и силы воли, считает девушка, получавшая образование заочно.

– Мне при заочном обучении не хватало авторитетных мнений и комментариев педагогов. Хотя многое зависит от самого студента. Если он человек ответственный, и у него есть стойкое желание повысить свой уровень знаний, а не просто получить диплом необходимой квалификации, то процесс обучения, конечно, будет более плодотворным. А если еще получится совмещать обучение с работой по выбранной специальности, на которой обучаешься, то можно добиться более быстрого прогресса в обучении, – говорит Тыняная.

Заочное образование довольно удобно, если у тебя за плечами уже имеется определенный багаж знаний, считает специалист.

Несмотря на то что вступительная кампания в вузах вот-вот начнется, у самих представителей высшего образования пока нет четкого мнения по поводу инициативы федерального ведомства. Пока непонятно, говорят представители вузов, что хотят отменить и какое выгодоприобретение собираются от этого получить.

– Безусловно, заочное образование уступает очному, – рассказал начальник управления молодежной политики Волгоградского филиала РАНХиГС Владимир Шипулин. – Иногда заочное образование получают для повышения квалификации или статуса на право занимать определенную должность. В этом случае инициатива Рособрнадзора достаточно регрессивна.

Допустим, у человека есть диплом врача. Он идет работать в комитет по делам здравоохранения – для этого ему нужны дополнительные знания и компетенции, которые он должен получить. Тогда он поступает на заочное отделение, проходит дополнительную подготовку и продолжает работать дальше.

В другом случае, когда молодые люди после школы не смогли поступить на дневную форму обучения и пошли платно на заочно, размышляет Владимир Шипулин, получение высшего образования заочно не есть благо. После окончания у них нет опыта работы и каких-то профессиональных компетенций, они не могут устроиться на работу, потому что, по сути, ничего не умеют. Для того чтобы быть конкурентными на рынке труда, нужно получить базовое образование и опыт.

– Если Рособрнадзор своей инициативой хочет ограничить количество людей, получающих высшее образование, то это спорное желание – любое образование во благо, – уверен Шипулин. – Если они хотят систематизировать работу по подготовке кадров, да, это плюс, но вместо заочного отделения тогда должны быть курсы повышения квалификации или переподготовки.

В любом случае, по мнению эксперта, для вузов серьезных потерь и приобретений не будет, если закроют заочное, будет больше людей на очном. А оплата примерно одинакова.

Право на право

– Как человек, имеющий опыт обучения и на очном, и на заочном отделениях университета по специальностям «юриспруденция» и «экономика», считаю введение запрета на получение первого высшего образования в заочной форме по данным направлениям не совсем верным, – говорит практикующий юрист Элина Щукина.

Во-первых, поступающий должен делать выбор сам, ведь для большинства обучение на заочном или вечернем отделениях – единственный приемлемый вариант, позволяющий совмещать работу и учебу и в дальнейшем помогающий решить проблему трудоустройства к окончанию вуза (не секрет, что выпускники вузов зачастую не могут найти место ввиду отсутствия опыта). Вчерашним же школьникам, скорее, будет предпочтительна очная форма обучения.

– Во-вторых, не считаю, что качество заочного образования априори хуже дневного, – говорит специалист.

Здесь, скорее, все зависит от желания, мотивации, осознанности и способностей самого студента, ну и конечно же от качества образования в том или ином вузе и конкретно от преподавателя. В России существуют вузы (в том числе и профильные) с многолетней историей и высоким качеством образования, обучение в которых может дать неоспоримое преимущество в будущем, вне зависимости от формы обучения. К тому же работающий очник – это, по сути, тот же заочник, поскольку так же редко посещает вуз, уделяя все время работе.

– Опыт обучения в высшем учебном заведении позволил мне сделать вывод, что при получении высшего образования действует принцип: хочешь учиться – учись, и вуз тебе в этом поможет, не хочешь – никто заставлять не будет. Про себя могу сказать, что экономическое образование, полученное в заочной форме, далось мне не легче, чем дневное, поскольку преподаватели не снижали ни качество обучения, ни уровень требований по отношению к студентам заочного отделения, – считает Щукина.

В-третьих, теоретическая база в таких сферах, как юриспруденция и экономика, несомненно, важна, но знания эти быстро устаревают (в том числе и из-за непрерывного изменения законодательства), и так или иначе бывший выпускник приходит к необходимости самообразования, разбираясь во всех тонкостях профессии еще и на практике.

– В этой связи один из главных навыков, на мой взгляд, который может дать вуз, – это навык работы с большим объемом информации, умение выделять главное и делать выводы, – продолжает Элина Щукина. – Поэтому, обобщая сказанное, думаю, ликвидируя заочную форму обучения, государство скорее решает проблему перепроизводства и низкой квалификации специалистов с формальной стороны, не уделяя при этом внимания качеству образования.

Напомним, в список запретных для заочного обучения попали самые выбираемые выпускниками последних десятилетий профессии. Инициативу федерального ведомства понять можно: реальная экономика сегодня остро нуждается не в экономистах и юристах, а в рабочих специалистах. Так, по данным волгоградского центра занятости, менеджер, экономист и юрисконсульт лидируют в числе профессий, с которыми волгоградские выпускники обращаются за содействием в поиске подходящей работы. Число безработных с высшим образованием растет, в то время как потребность в квалицифицированных кадрах только увеличивается. И вполне вероятно, что такая инициатива сократит число желающих получить вузовский диплом, особо не напрягаясь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 6 июля 2016

Заголовок в газете: Очно в цель

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру