У Алексея Маресьева был геройский «крестный отец»

Годом выдающегося нашего земляка, летчика-героя Алексея Маресьева, объявлен нынешний, 2016 год. Однако мало кто знает при этом, что, лишившись ног, став инвалидом, этот человек никогда не вернулся бы в небо, если бы не помог ему в этом другой наш выдающийся земляк и летчик Александр Числов. Александр Михайлович во время войны возглавлял эскадрилью, в составе которой сражался Маресьев.

Из бригадиров – в летчики

Комэск Числов сыграл в судьбе Маресьева столь выдающуюся роль, что его нередко именуют «крестным отцом» Алексея Петровича. Два этих выдающихся летчика, почти ровесники, родились на сталинградской земле: Числов – в селе Луговая Пролейка нынешнего Быковского района, Маресьев – в Камышине. Но познакомило, почти что породнило их небо на Курской дуге, за много сотен километров от родных краев. С тех самых пор они и шли плечом к плечу по жизни. И даже Золотые Звезды Героев Советского Союза они получили в 1943 году почти одновременно.

А задолго до того, в 30-е годы прошедшего века, ужасный голод, разыгравшийся в Поволжье, привел семнадцатилетнего Сашу Числова в Сталинград из родного села. Там, на заводе «Баррикады», за него поручилась старшая сестра, бывшая тогда уже довольно опытной работницей. Так Саша был принят в рабочую семью одного из важнейших для страны и города заводов. На «Баррикадах» тогда создавались мощные артиллерийский орудия, которым уже довольно скоро предстояло оказаться брошенными в бой против фашистских захватчиков. И даже скорострельные самолетные пушки, одна из которых позднее была установлена на истребителе самого Александра Числова, также в ту пору делались на «Баррикадах».

А начинал там Числов как обычный подсобный рабочий – «Санька, подай! Санька, принеси!». Но вскоре парнишка достойно зарекомендовал себя и стал одним из самых молодых на «Баррикадах» бригадиром.

Кумиром юности его тогда был знаменитый летчик того времени Валерий Чкалов. Саша Числов мечтал стать таким же, как он. Занимался для этого в аэроклубе, а затем, когда настало время, подал свои документы в Борисоглебскую летную школу, решив обучаться на летчика-истребителя. Почему он выбрал именно эту военную профессию?

"Если у летчика бомбардировочной авиации, – пояснял позднее сам Числов, – кроме него самого, сидят в кабине штурман и стрелок, то летчик-истребитель сочетает все это в себе один. Он одновременно и летчик, и механик, и радист, и стрелок в одном лице. Именно этого я и хотел!"

Первая воздушная победа

На фронт Александр попал с первых же дней войны, будучи командиром звена 12-го истребительного авиаполка 111-й авиадивизии. Вплоть до мая 1942 года летать и воевать ему пришлось на «ишачке», как его звали на фронте, – на истребителе И-16. Пушка на нем скорострельной была, делала до 1400 выстрелов в минуту, но эффекта это почти не давало – не хватало самолету скорости. Единственное, в чем он превосходил в небе воздушные машины противника, – своей маневренностью, юркостью.

"По тем же причинам, – вспоминал Александр Числов, – примерно до середины 42-го года своей работой я не был доволен – и техника у нас была плохая, слабая, и организация летного дела не лучше. Встретишь, бывало, вражеский бомбардировщик в небе – а он уходит от тебя на скорости! Но даже если попадется – стреляешь-стреляешь в него, а толку мало… Поэтому до времени освобождения Крыма не было у меня ни одного сбитого самолета. Но вот тогда нам дали самолеты «Ла-7» – лучшие советские истребители времен войны. И полетел я как-то на одном из них охранять пролив между морями, Черным и Азовским. Когда время дежурства закончилось, посигналил своему напарнику – «пошли домой!». Глядь, а впереди – бомбардировщик, «Юнкерс–88»!"

Нажал тогда Числов на газ, прибавил высоту на половину километра и пошел в атаку. Скрытно подобравшись к противнику, упредил его метров на десять и открыл по нему шквальный огонь. Уже через несколько секунд увидел он перед собой шлейф из огня и дыма падающего бомбардировщика. Таким был его первый сбитый самолет.

Бывало, впрочем, что сбивали самого Числова.

"Вылетел я однажды в паре на разведку, – рассказывал Александр Михайлович в послевоенную пору. – Набрал высоту порядка полутора километров. И вижу вдруг, что прямо надо мной летят девять немецких самолетов!"

Двое против девятерых?! Неравный счет! И тем не менее Числов с его напарником вступили в бой. Два самолета они сбили, но загорелся самолет и самого Числова. Аэродром был не так уж далеко, но и до него дотянуть Александр не мог. Он решил приземлиться на сельское поле, на пахоту. Выпрыгнув там из самолета, лег в канаву, а сверху фашисты его «поливают» свинцовым дождем! Думал Числов – конец ему настал. Сам не поверил поначалу, когда все благополучно обошлось…

Везунчик на бомбардировщики

Летчиков в ту пору остро не хватало, их выбивали каждый день десятками на фронте. Поэтому бывали случай, когда Числову от зари и до зари не доводилось покидать кабину самолета. Он успевал лишь попросить товарищей, пока дозаправлялся самолет: «Принесите мне кружку кваску!». Испил – и снова в небо, в бой…

Множество фашистских самолетов сбил Александр Михайлович за годы войны. Три из них были истребителями, однако больше Числову везло на бомбардировщиков врага.

За каждый сбитый вражеский бомбардировщик нашим летчикам-истребителям в то время полагалась премия в две тысячи рублей. (За истребитель им платили тысячу, а за сбитый самолет-разведчик – даже три!). Начислялись эти деньги и Числову, но он, как практически и все летчики – его товарищи в то время, денег этих в руках не держал. Проявляя сознательность, раз за разом добровольно отдавали они их стране, на дело борьбы с оккупантами.

"На боевые задания, – делился воспоминаниями Числов, – обычно вылетали мы всей эскадрильей. Это – 12 самолетов, целая боевая семья. Но летали по шесть и по восемь. Бывало, что и парочкой ходили. У меня, командира второй эскадрильи, были очень хорошие отношения с командиром первой эскадрильи, Андреем Федотовым. Он всегда первым вылетал, а я за ним. Соревновались с ним. Бывало, возвращались – он мне хвалится: «Санька, я сбил два!». И я ему примерно тем же отвечал.

Если кто-либо из товарищей с задания не возвращался, вечером комполка выдавал нам на всех чайник «горючего»: «Ну, давайте вспомним про Андрюшу». Или про Петю, про Сережу... Такой вот и бывала вся наша по погибшим фронтовая панихида.

Богатой была фронтовая биография Александра Числова – с боями прошел он свой путь от командира звена до командира полка. Воевал на Крымском, Калининском, Северо-Западном, Брянском, Прибалтийском и Белорусском фронтах. Участвовал в штурме Берлина, совершил 635 боевых вылетов, сбил 21 самолет противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1943 года Александр Числов был удостоен звания Героя Советского Союза. Также он был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды и семью медалями.

Скончался Александр Михайлович в сентябре 2009 года в родном Волгограде.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: Первым делом – самолеты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру