Футбол акбар
После матча группового этапа Евро-2016 Хорватия – Чехия с подачи главного тренера сборной балканской республики Анте Чачича появился новый расхожий термин – спортивный терроризм. Напомним, что в конце второго тайма игры сборных из сектора хорватских фанатов на поле прилетели файеры, после чего главному арбитру матча пришлось остановить матч. В это время на секторе хорватских болельщиков началась драка между собой.
Свою позицию сплитские фанаты доказывали кулаками. фото: lenta.ru
- Это был настоящий террористический акт. Это не болельщики сборной Хорватии, а террористы, - так Чачич прокомментировал беспорядки на трибунах в матче со сборной Чехии, из-за которых второй матч группового этапа чемпионата Европы-2016 пришлось приостановить, а УЕФА открыл дисциплинарное дело в отношении Хорватского футбольного союза.
Хорватские "ультрас" добились санкций против своей сборной. фото lenta.ru
При всей эмоциональности, определение Чачича недалеко от истины. Позже выяснилось, что на стадионе в Сент-Этьене была проведена спланированная акция, которая должна была нанести Хорватскому футбольному союзу (HNS) максимальный ущерб. Группировка болельщиков из Сплита уже давно ведут вражду с HNS и неоднократно открыто заявляли, что не хочет видеть сборную на Евро, так как сборная отказалась играть отборочные матчи в Сплите. Причем сплитские радикалисты оказались настолько обижены на HNS, что готовы драться в секторе со своими коллегами, и кулаками отстаивать свою позицию.
В своей проблеме хорваты не одиноки. Многие федерации, в том числе и РФС озабочен тем, что фанатские группировки - саппорты все чаще проводят хулиганские акции с вполне конкретной целью, явно выходящих за рамки спортивных интересов. Лидеров клубных «фирм» все меньше интересует отстаивание корпоративной репутации, гораздо выгоднее и безопаснее оказывать давление на федерации клубы, в интересах третьих лиц или личного обогащения лидеров саппорта.
Фанаты умело играют на том, что клубы несут персональную ответственность за обеспечение необходимых организационных мероприятий, связанных с проведением матча. Они обязаны совместно с правоохранительными органами предпринять все возможные меры для обеспечения порядка и общественной безопасности внутри стадиона и на прилегающей к нему территории. Дисциплинарные штрафы за нарушения положений регламента огромные, поэтому руководство клубов часто занимают соглашательскую позицию, пытаясь подешевле откупиться от «ультрас», но это как правило только усиливает зависимость. Заполучив регулярное финансирование, фанатские группировки увеличивают численный состав боевого ядра и спустя какое-то время начинают диктовать уже свои условия.
Шер ше ля фан
Не редко «ультрас» используется, как фактор влияния в сложных взаимоотношениях акционеров, агентов и других интересантов, вовлеченных в клубную деятельность. «МК в Волгограде» уже писал, что в Волгограде сложилась драматическая ситуация, когда саппорт «Ротора» систематически оказывает моральное давление на главного тренера команды Льва Иванова. Не проходит матча, чтобы с трибун не были слышны нецензурные «заряды» в адрес тренера, также вывешиваются нелицеприятные банеры. Иванов говорит о заказном характере этих акций и периодически парирует претензии недоброжелателей через СМИ. Конфликт приобрел затяжной характер, и чтобы его урегулировать, очевидно нужны посредники.
Свои претензии фанаты формулируют в банерах. фото: sport-accent.ru
В этой ситуации страдает и клуб. Зафиксированы случаи прорывов фанатов на футбольное поле и бросание файеров. Причем свои акции «ультрас» проводят как на домашних матчах, так и на выездных. Нарушителей периодически задерживают, составляют протоколы об административных нарушениях, но каждый раз все происходит заново. Клуб платит штрафы, организаторы матчей малодушно переносят скамейки для запасных игроков на противоположную половину поля, но системно проблема не решается.
Подобные забеги на футбольное поле влетают клубу в копеечку. Фото: Дмитрий Иванов.
Помимо отсутствия нормальных коммуникаций с фанатами барахлит и система безопасности на стадионе во время проведения матчей. Штатная структура стадиона «Зенит» не предусматривает наличие специальных стюардов, которые могли бы следить за порядком оперативно пресекать хулиганские действия на трибунах, а у клуба нет средств, чтобы привлекать для этих целей волонтеров или специализированные фирмы. На стадионе, конечно, громкогласно и не один раз информируют о правилах поведения на стадионе, но прислушиваются к объявлениям диктора мало.
В основном порядок на стадионе обеспечивает взвод военнослужащих войск МВД, под руководством нескольких офицеров городской полиции. Но солдаты-срочники в своем правовом статусе могут решать только одну задачу – блокировать прорывы фанатов на футбольное поле. В случае серьезных беспорядков, обеспечивать силовой вход в сектор могут только уполномоченные спецподразделения. Но использовать элиту МВД – не дешевое удовольствие, и ОМОН для работы во время матчей не привлекается. Пока полицейские лишь фиксируют нарушения, а виновных задерживают уже после матча и составляют протоколы об административной ответственности. К сожалению, в ГУВД не смогли предоставить информацию о количестве составленных протоколов и мерах административной ответственности, которые были применены.
Не решен также вопрос о длительной дисквалификации нарушителей правил поведения на стадионе. Во многих странах за грубые нарушения установленных правил во время футбольных матчей виновным просто закрывают вход на стадион, причем надолго. Им не продают билеты, а в случае попыток проникнуть под чужим именем, своевременно выявляют и блокируют на входе. Отсутствие системы видеонаблюдения и специальной идентификационной службы не позволяет применять эту полезную профилактическую норму в Волгограде. Сегодня при желании нарушитель-рецидивист может без каких-то ограничений проникать на стадион и продолжать участвовать в противозаконных действиях.
Система видеоидетификации есть уже на многих футбольных стадионах. Фото: www.s-bc.ru
Безусловно, после событий на стадионах во Франции, в российские силовики внимательно изучат опыт коллег, и стандарты безопасности на стадионах в городах-участниках ЧМ-2018 будут иные. Но хулиганство на стадионах, как и любая экстремистская деятельность, подобна метастазам и распространяется в благоприятной среде чрезвычайно быстро. Безнаказанность является прекрасным стимулирующим фактором роста радикализма в фанатском движении и уровень профессиональных компетенций городской полиции в этом вопросе трудно переоценить. Поэтому волгоградским силовикам лучше начать профилактику и смотры боеготовности заранее. Ведь совершенствовать служебные протоколы лучше на «малых формах». Когда в 2018 г. в Волгоград нагрянут «ультрас» из Хорватии или туманного Альбиона спохватываться будет поздно.
Вперед за «Ротор»!
Измениться должна и клубная работа «Ротора» с болельщиками. В структурах российских клубов уже появляются штатные единицы, на которых возложена обязанность выстраивание позитивных коммуникаций с фанатскими движениями. В нынешнем «Ротор-Волгоград» по слухам на эту должность претендует руководитель общественной организации «Спортивные болельщики Волгоградской области» (СБВО) Виктор Ляхов. Человек в фанатской среде известный, к тому же с опытом работы: аналогичную должность он занимал в «Роторе», который был закрыт из-за долгов в 2015 г. Ляхов тогда выступила с протестом против такого решения и была один из активных участников акции в соцсетях #СпаситеРотор.
Выбор персоны Ляхова интересный, так на его личной страничке в соцсети можно найти ряд критических оценок в отношении нового проекта – «Ротор-Волгоград». Оппоненты Иванова на «вираже» также требуют вернуть прежнее руководство клуба и особенно тренера – Олега Веретенникова. Фаны, как видно забыли, что легенда волгоградского футбола в свое время сам отказался от должности главного тренера команды, к тому же сегодня у него новая интересная работа в Оренбурге.
Новый-старый специалист по связям с фанатскими движениями призван снизить негативный градус отношений. фото: с личного архива Виктора Ляхова.
Возможно назначение человека из «команды Шоха» - попытка нового руководства «Ротора» выйти на конструктивный диалог с саппортом и используя его авторитет урегулировать возникшие противоречия, вернуть лояльность болельщиков. Но решив одну проблему, руководство нового клуба может столкнуться с другой. Хрестоматийный конфликт «старой» и «новой» команды, собранной в одном проекте неизбежен, им всегда есть что доказывать друг другу. Издержки разнополярного менеджмента могут повлечь серьезный раздрай внутри клуба и «взорвать» командную раздевалку покруче любого спортивного «шахида». Между тем, на старте новому клубу, как никогда важна сплоченность, ведь в спорте команда единомышленники всегда добивается больше, чем оппонирующие друг другу кланы.
Но то, что в клубе все понимают и серьезно озаботились фанатской проблемой – уже хороший знак. Активный и позитивный саппорт – это, как известно, душа стадиона и «двенадцатый» полевой игрок. «Кузмичи» (обычные пассивные болельщики) это всего лишь фон, массовка, с помощью которой фанаты творят свои шедевральные перфомансы. Именно «вираж» гонит вперед команду и заставляет соперника чувствовать себя не в своей тарелке. «РоторА» – одно из старейших и уважаемых в российском футбольном мире фанатских объединений и многие представители являются живыми носителями смысловых ценностей клуба.
Креатив волгоградских фанатов всегда выделял их на фоне коллег. фото: fratria.ru
Креативные фанатские «заряды» на «Зените» и сегодня звучат мощно и задорно. Они добавляют команде позитива, создают на стадионе особую адреналиновую атмосферу. Не случайно после матчей футболисты «Ротора» идут в первую очередь к «виражу», чтобы поблагодарить фанатов за активную поддержку. Многие хорошо знакомы и даже дружат. И если из неформального диалога команды и саппорта удастся убрать привнесенный извне «токсичный» негатив, который только мешает, то и угрозы спортивного терроризма надолго уйдет на второй план. Сегодня важно для всех, чтобы фанатов перестали воспринимать как маргинальную секту, а их ряды ширились и пополнялись за счет тех, кто любит футбол в себе, а не себя в футболе.