Родительские собрания предлагают проводить по скайпу

Эксперименты с системой образования: польза или вред?

Жаркие споры о системе образования в России в последнее время набирают обороты. И пока одни продолжают митинговать, выступая за отмену ЕГЭ, другие предлагают куда более радикальные изменения.

Свободное пространство

В начале мая директор института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета Константин Зискин на пресс-конференции в «Интерфакс» предложил провести реформу школьного образования. По его мнению, кануть в Лету должны традиционные отметки, а также классы и уроки.

В будущем не будет жесткой границы между уроком и переменой, как следствие, исчезнут и традиционные звонки на перемену. Например, в Финляндии, приводит он пример, преподавание ведется иначе.

– Существует пространство, где школьники изучают математику, физику. У них есть, конечно, часы, когда они встречаются по некому вопросу, но у них нет такого, что прозвенел звонок, и они должны выдохнуть в течение 15 минут и идти к другому преподавателю, – отметил Зискин.

К радости детворы, по мнению Зискина, в прошлое должно уйти и понятие «вызвать родителей в школу». Академик Российской академии наук и Российской академии образования Алексей Семенов в дополнение предлагает реформировать родительские собрания. Например проводить их дистанционно посредством специализированных интернет-ресурсов, например «Скайпа».

К слову, для родителей учеников некоторых московских школ это уже не фантастическое будущее, а реальность. В столице стартовал эксперимент, в рамках которого получить ответы на общие вопросы, связанные с образованием, родители могут на интернет-собраниях, которые проходят два раза в месяц.

Что касается получения отметок, то они играют роль отложенного действия, считает Зискин. Если человек что-то делает, и действие не окончено, он запоминает это лучше . Переход на диагностирование знаний поможет сгладить этот эффект, считает он.

На круги своя

Вопрос быстрого забывания школьной программы детьми кроется не в эффекте отложенного действия, а в невозможности применять полученные знания на практике – в реальной жизни, считает психолог Наталья Смирнова.

– Вот вам, например, многое необходимо из того, что вы изучили позже четвертого класса, в вашей каждодневной жизни? – задает вопрос Смирнова. – Вот и получается, что, не понимая, зачем учатся, дети видят сейчас единственный стимул – оценку учителя и похвалу (наказание) родителей. В новой системе стимул сильно отсрочен и малопонятен. Ну и что, что знания накопились?

Любые перемены для школьника, даже малые, это стресс, считает психолог. Нам представлена программа, полностью отменяющая то, к чему привыкли как дети, так и их родители.

– Любая система стремится к стабильности, а тут попытка повернуть реку вспять. Думаю, эта программа вызовет шквал недовольства родителей и самих педагогов, – считает Наталья Смирнова. – Ведь для того чтобы перейти на нее, необходима высокая степень осознанности как взрослого, так и молодого поколения.

Должны быть высокая степень ответственности, понимание, для чего накапливать знания, как их потом использовать. На это способен не каждый взрослый.

– Представьте, что бы было, если бы сейчас отменили время рабочего дня. Сказали бы: «Дорогие граждане трудящиеся, начало рабочего дня, как и его конец, отменяются. Вы, конечно, будете собираться на рабочем месте и что-то делать, но никто не будет оценивать ваш труд и время прихода и ухода с работы. У нас теперь свободное пространство!» – моделирует ситуацию Смирнова. – Вполне предсказуемо, что после этого произойдет.

Возможно, реформы школе нужны, резюмирует специалист. Но нужно понимать, что тяжелее всего будет тому поколению, с которого начнется эксперимент.

Менталитет не позволит

Между тем к модели западного образования российские специалисты обращаются все чаще. Финскую систему образования приводит в пример и Герман Греф. На выступлении в Сколково он назвал российское образование неконкурентоспособным и также предложил взять за основу опыт Финляндии.

Такая кардинальная смена подхода к образованию невозможна в короткие сроки, считает учитель истории Роман Глуховский.

– Вспоминается шутка, прозвучавшая из уст команды КВН белорусского университета: один трезвый сантехник может содержать в идеальном состоянии пять домов. 2000 трезвых сантехников могут содержать в идеальном состоянии весь город. Но где взять 2000 трезвых сантехников? Где наша система образования возьмет преподавателей, способных на такие психологические изменения? – задается он вопросом.

Учителя привыкли работать от звонка до звонка, и резкое изменение потребует не просто смены подготовки, а изменения менталитета, что вряд ли возможно в короткий срок.

Еще одна причина кроется в самом факте проведения резких преобразований без широкого общественного обсуждения, а народ может воспринять подобные действия весьма неоднозначно.

– За последние годы кое-как выстроили систему ЕГЭ, – говорит педагог. – Даже со всеми недостатками учащимся понятно, что нужно делать и как работать на результат. Если вместо оценки качества знаний будет фиксироваться прогресс учащихся в сравнении, каким был уровень знаний и каким стал, это, возможно, и хорошо, но кажется очень субъективным.

Сами ученики, брошенные в пучину новой реформы при отсутствии оценок и классно-урочной системы, не смогут сразу адаптироваться к нововведению. Уйдут годы или десятилетия, пока такие идеи смогут частично прижиться.

– Россия любит экспериментировать с образованием. Но польза и вред от этого просчитываются не всегда, – говорит Глуховский. – Жаль, что подопытными выступают дети, о которых иногда забывают ради очередного нового эксперимента.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 8 июня 2016

Заголовок в газете: Марь Иванна онлайн

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру