Мыслить, как «олбанец»
Согласно новой концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях страны планируется запустить разные линейки учебников. По словам заведующего научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максима Кронгауза, у преподавателей благодаря этому появится возможность выбора.
– И это хорошо, – считает лингвист, – потому что помимо всего прочего именно конкуренция учебников позволяет развивать эту область. Нынешние учебники опираются на традицию XX века и во многом устарели, поэтому необходима разработка пособий нового поколения. Русский язык сейчас стал более многофункциональным. Появились новые сферы его употребления. Прежде всего, Интернет. В Сети все языки развиваются иначе, чем вне этого поля коммуникации. Новые учебники должны научить школьников выражать свои мысли, общаться, в том числе в соцсетях.
К 1 сентября должно выйти учебное пособие, разработанное коллективом Максима Кронгауза. Авторы при его создании выбрали свободную форму, «чтобы не ограничивать себя какими-то рамками школьной традиции и получить больше возможностей для экспериментов».
– Для осовременивания отношения к русскому языку мы пригласили детского писателя, который специально для этой книги пишет истории, насыщенные разными явлениями, о которых пойдет речь в параграфе, – пояснил Кронгауз.
Методом стресса
Некоторые исследователи русского языка и литературы к экспериментам подобного рода относятся с опаской. Идея Максима Кронгауза по мнению заслуженного учителя Российской Федерации кандидата филологических наук Галины Егоровой напоминает уже озвученные ранее предложения реформаторов, желающих подстроить методику преподавания русского языка под те условия, которые диктует современная общественная жизнь.
– Я не думаю, что нужно системно изучать с детьми в школе все эти явления, в том числе мемы интернета, включая так называемый «олбанский язык», – считает учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. – Этим должны заниматься ученые. Более того, сегодня русскоязычное общество довольно болезненно относится к вторжению каких-либо изменений в систему языка. Единственное рациональное зерно, которое я вижу в предложении Кронгауза – у преподавателя должна быть свобода выбора формы изложения материала и подбора учебных пособий.
В современных учебных материалах для школьников, по словам Егоровой, сегодня большое значение придается орфографической бдительности. Причем это приобрело совершенно невероятное состояние, когда на уроках русского языка детей заставляют выполнять алгоритм действий для того, чтобы определить какую букву необходимо написать в слове.
– Алгоритм этот может состоять из 10–30 пунктов, – рассказывает Галина Егорова. – Ребенок, пишущий диктант, должен за долю секунды вспомнить и применить все эти правила. Погоня учителей за орфографической зоркостью превратила русский язык в страшный для детей предмет – они все время вынуждены искать опасные места в словах. Я уже не говорю про безумные задания ЕГЭ, которые вызывают у школьников стресс. Поэтому учебные материалы по русскому языку не должны быть основаны исключительно на изучении орфограммы. А должен быть целый комплекс, позволяющий учителям сформировать образованного человека, любящего свой язык, умеющего думать на нем и грамотно излагать свои мысли.
Поезд ушел
Пересмотр системы преподавания литературы в школе – это давно назревший вопрос, который требует срочного решения, отмечает доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций ВолГУ кандидат филологических наук Светлана Воробьева. Литературный процесс не стоит на месте. С течением времени появляются новые произведения, которые отражают проблемы и вопросы, актуальные сегодня.
– Дальше периодов 70–80-х годов в школе, как правило, не идут, потому что попросту не успевают из-за огромного объема текстов, изучаемых в 11 классе: начиная от литературы Серебряного века до современности, – говорит Светлана Воробьева. – А в кодификаторе ЕГЭ уже второй год упоминают термин «постмодернизм», но до подобных явлений ученики в школе не доходят. Хотя, по-хорошему, надо вести речь уже о литературе XXI века.
Как отмечает эксперт, сегодня существует множество программ и методик преподавания литературы. Цель у всех одна – приблизить школьника к отечественной словесности, сделать из него компетентного носителя родного языка, человека, который бы свободно им владел, мыслил на нем, имел возможность самовыражения, ощущал потребность в нем, а также свободно ориентировался в пространстве отечественной культуры. Эти задачи не решает смена программ или новая форма учебников, замечает Светлана Воробьева.
– Вся проблема в том, что новая концепция принимается с опозданием, идет вслед за ЕГЭ, хотя логичнее было бы наоборот, – поясняет ученый. – Кроме того, вместе с собой она неизбежно принесет множество новых бюрократических «атак», которые будут только отвлекать от преподавания. Прежде всего, нужно освободить учителя, преподавателя от лишней бумажной волокиты и надзорных механизмов, поверить в талант человека, любящего свою профессию и свой предмет. Ну и конечно же для формирования образованной личности все же нужна по-настоящему культурная среда, создать которую хотя бы в пространстве отечественных СМИ вполне под силу государству.
Загрузка памяти
Наиболее эффективной формой преподавания русского языка и литературы, по мнению доктора философских наук профессора ВолГУ Андрея Макарова, будет та, при которой учителя смогут установить взаимосвязь излагаемого материала с опытом школьников.
– Но не таким примитивным, какой предлагает Максим Кронгауз: взять и перейти на форму сетевого сленга, – говорит Андрей Макаров. – Только представьте себе урок, на котором учитель литературы общается на «олбанском языке». Или вместо Толстого начнет читать Пелевина. Русский язык должен быть классическим, и это всегда будет ценно.
В то же время, замечает эксперт, классическая культура не должна стать памятником, который никак не связан с опытом. А чтобы эта взаимосвязь была, необходимо мышление. Именно на этот универсальный способ должны опираться школьные учителя, убежден Андрей Макаров.
– Школа должна научить мыслить ребенка, – говорит он. – Сегодня из детей стараются сделать чересчур информированных личностей и нагрузить всеми знаниями и навыками, большая часть из которых им вряд ли пригодится в дальнейшем. То есть школа занимается тренировкой памяти, а не формирует мыслящего человека. При изучении текста или темы нужно задавать вопрос, но при этом не давать так называемые «правильные ответы», а работать с теми идеями, интерпретациями, которые производят сами школьники. К сожалению, этот метод сегодня в школах используется недостаточно эффективно. Хотя именно на него следует обратить пристальное внимание.
Аккаунт Чацкого
Острую необходимость в новой концепции видит заведующий кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания Волгоградской государственной академии последипломного образования кандидат филологических наук Олег Путило.
– Современные школьники отличаются от поколений 90-х и даже 2000-х годов: они великолепно владеют информационно-коммуникационными технологиями и предпочитают классике – этому «засохшему трехсотлетнему бутерброду» – современную литературу, – поясняет ученый. – Разумеется, концепция не предлагает кардинально менять методику обучения предмету, но в то же время отмечает необходимость введения в практику преподавания русского языка и литературы инновационных образовательных технологий.
Сегодня помимо мультимедийных гипертекстовых презентаций учителя все чаще прибегают к таким проектным формам, как хронолиния, плейкаст, страничка литературного персонажа в социальной сети, организуют электронное тестирование, разрабатывают дистанционные курсы.
– На лекционно-практических занятиях мы особое внимание обращаем на продуктивную читательскую деятельность, на реализацию таких приемов, как составление ментальной карты или инсерт, – рассказывает Олег Путило. – Не менее важной является и работа по изменению программы обучения будущих учителей русского языка и литературы в социально-педагогическом университете. В нее уже внесены соответствующие коррективы, предполагающие усиление прикладной направленности.
Так, в несколько раз увеличено количество часов, отводимое на занятия по методике обучения русскому языку и литературе, добавлен целый ряд практикоориентированных проблемных курсов по выбору, в том числе и нацеленных на овладение современными образовательными технологиями. Студенты-филологи посещают школы не только во время прохождения педагогической практики, ряд предметов у них ведут представители работодателя, учителя высшей категории. Методический аспект сохраняется и при изучении базовых лингвистических и литературоведческих курсов.
Эффективными способами овладения инновационными технологиями сегодня являются различные мероприятия, в которых задействованы и сами школьники. Так, на образовательном портале Волгоградской области «Мирознай» минувшей осенью прошел конкурс «Лучший видеоролик на литературную тему». Подобные проекты с использованием цифровых технологий визуального творчества, говорят специалисты, позволяют лучше усвоить материал.
– Но какие бы суперсовременные новации не внедрялись, – говорит Олег Путило, – по-прежнему их активному применению в школьном и вузовском образовательном процессе мешает отсутствие технических условий, необходимого оборудования и ресурсов.
Справка «МК в Волгограде»
«Падонкаффский», или «олбанский» язык – распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным (с некоторыми исключениями вроде медвед, зайчег, креведко и т. п.), но орфографически нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом ), частым употреблениемненормативной лексики и определенных штампов, характерных для сленгов . Чаще всего используется при написании комментариев к текстам в блогах , чатах и веб-форумах . Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов.