Задача № 1
Нововведения в транспортной системе Волгоградской области, как отмечают специалисты, крайне важны для региона. Главное новшество в том, что маршруты теперь разделяются на регулируемые, то есть субсидируемые из бюджета, и нерегулируемые. Новации увязаны с многолетней историей формирования нынешнего транспортного комплекса и с требованиями, которые выдвигаются к городам – организаторам мирового первенства по футболу в 2018 году. Именно безопасность и комфорт для гостей Волгограда в период проведения мундиаля – главное требование FIFA.
– Вся наша работа сегодня прежде всего направлена на оптимизацию транспортной сети многомиллионного города, – говорит заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства региона Игорь Новиков. – Особое внимание, безусловно, уделяется вопросам применения новых технологий, новых транспортных средств, предоставления полного спектра услуг по перевозке, в том числе маломобильной группы населения.
Новые законодательные акты, по словам Новикова, существенно расширяют возможности по упорядочиванию работы общественного транспорта и контролю выполнения перевозчиком требований по организации пассажирских перевозок.
– Ни для кого не секрет, что работа большинства из них выходит за рамки правового поля, – отмечает Игорь Новиков. – Сегодня большинство маршруток, курсирующих через Привокзальную площадь и автовокзал по улице Балонина, работают не по регулярным, а по заказным маршрутам. По сути, это незаконные перевозки.
Такие перевозки, по словам Новикова, не защищают пассажиров: их никто не страхует, транспортные средства не оборудованы тахографами, системой ГЛОНАСС. А цена за проезд при этом не уступает той, по которой свои услуги оказывают добросовестные перевозчики. Выручка, полученная от нелегальной коммерческой деятельности, как правило, идет в обход законных банковских счетов, казна недополучает налоговых отчислений, а граждане лишаются качественных транспортных услуг.
Аварии в рост
Изменения в законодательные акты также были разработаны и с учетом негативной тенденции к увеличению дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта. По данным областного управления ГИБДД ГУ МВД России, за январь 2016 года по вине водителей произошло восемь аварий на дорогах, при которых один человек погиб и 10 – получили ранения различной степени тяжести. Для сравнения, в прошлом году за аналогичный период произошло шесть ДТП.
– Динамика отрицательная, – констатирует начальник отдела дорожной инспекции УГИБДД ГУ МВД России по области Александр Лепехин. – Это говорит о том, что водители, к сожалению, ведут себя на дорогах не дисциплинированно. Мы же не меняем своих принципиальных позиций.
Сотрудники Госавтоинспекции по-прежнему пресекают нарушения правил дорожного движения, проверяют физическое состояние водителей автобусов, проводят визуальный осмотр технического состояния транспортного средства. В случае обнаружения каких-либо нарушений устанавливают запрет на его эксплуатацию.
– Когда речь идет о безопасности людей, мы готовы применять жесткие меры в соответствии с законом, – подчеркнул Лепехин.
Отсроченный итог
Обновленные федеральный и региональный законы призваны упорядочить деятельность заказных перевозчиков. Однако реальные изменения ситуации волгоградцы смогут ощутить не раньше середины лета 2016 года. Дело в том, что с 15 июля вступят в силу изменения в федеральный Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым перевозчика, допустившего нарушение мест отправления транспорта, карт маршрутов, неправильные остановки, будут штрафовать на крупные суммы – от 5 до 300 тыс. рублей.
– Когда начнут действовать такие серьезные штрафные санкции, многие перевозчики задумаются – стоит ли идти на противоправные действия и под видом регулярных перевозок осуществлять заказные, не гарантируя при этом никакой безопасности своим пассажирам, – задается вопросом Новиков.
Поправки в закон позволят также снизить «нездоровую» конкуренцию на рынке. Дело в том, что сейчас в Волгограде по одному и тому же маршруту курсируют пассажирские «Газели» под разными номерами. И каждый из микроавтобусов стремится любыми путями перехватить пассажира. Более того, это создает дополнительную конкуренцию и муниципальному общественному транспорту.
– Если на одном маршруте работают три и более перевозчика, то они обязаны создать товарищество, – комментирует Новиков. – Это упростит работу властей с транспортными предприятиями и позволит сделать очередной шаг на пути к переходу на цивилизованные перевозки. Впрочем, работа в этом направлении уже начата, о чем свидетельствует организация городских маршрутов автобусов на газомоторном топливе, которые пустыми сегодня не ходят. А собираемость доходов на этих маршрутах увеличилась более чем на 30%.
Маршрутная регуляция
Кроме того, согласно новым поправкам теперь маршруты будут классифицироваться на регулируемые, субсидируемые из бюджета, и нерегулируемые, где тарифы устанавливает сам перевозчик. На сегодняшний день в реестре пригородных межмуниципальных маршрутов в Волгоградской области 356 направлений, из которых около 100 будут работать по регулируемым тарифам. После вступления в силу поправок в федеральный закон с 11 января организаторы пассажирских перевозок должны были опубликовать реестры маршрутов, которые имеют право работать на линиях.
– Организатором межмуниципальных перевозок выступает теперь наш комитет, а в районах и городских округах – органы местного самоуправления, – поясняет Новиков. – В реестры попали лишь те перевозчики, которые подали заявления летом 2015 года и которые еще тогда осуществляли перевозки. Им выданы карты маршрутов, по которым они будут ездить до окончания срока договора. Новые же компании в соответствии с требованием закона в реестр не попали.
Технология перехода на работу регулируемых маршрутов, а также схема их размещения и использование нового транспорта предполагают документ транспортного планирования. В настоящее время идет активная работа над ним.
– На первом этапе была создана волгоградская агломерация, которая призвана объединить наиболее густо населенные территории города – от Волжского до Светлого Яра и от Городища до Средней Ахтубы. Предварительный анализ показал, что из четырех тысяч действующих сегодня маршруток необходимо будет оставить порядка 400, – заявил Новиков. – Они будут работать на так называемых подвозных магистралях, на основных планируется задействовать транспорт большой вместимости. Причем для этого необходимы 18-метровые автобусы, которых у нас в городе пока нет.
Согласно документу предполагается увеличение числа рейсов электропоездов с тактовым движением по Волгограду. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный вид транспорта, на котором предсказуемо можно добраться до места назначения с учетом фиксированного времени. Кроме того, планируется создать транспортно-пересадочные узлы, с помощью которых горожане смогут максимально быстро и комфортно пересесть с одного вида транспорта на другой, а также установление оптимальной работы скоростного трамвая и исключение его дублирования с другими видами транспорта.
– В числе основных задач, которые планируется реализовать в рамках документа транспортного планирования, – увеличение автобусов большой вместимости и сокращения машин малой вместимости, которые сегодня не удовлетворяют основным техническим характеристикам, необходимым для перевозок граждан, – подчеркнул Игорь Новиков. – А если мы говорим о междугородных перевозках, то обязательное требование – багажное отделение.
По словам Игоря Новикова, документ транспортного планирования может быть утвержден уже в первом полугодии текущего года.
Карты в руки
Для заказных межрегиональных перевозчиков федеральный и региональный законы предусматривают установление конечных пунктов отправления. В администрации области сейчас готовится документ, который и будет определять конечные точки отправления. Ими должны быть автостанции или автовокзалы, либо места, расположенные от них на расстоянии около двух километров. Аналогичные требования предусматриваются и для межмуниципальных маршрутов.
– В перспективе мы полагаем, что необходимо субсидировать не перевозчиков, а непосредственно пассажиров, – отметил Новиков. – А для этого нужно реализовать проект создания электронной транспортной карты, которая будет у каждого пассажира. Посредством этой карты пассажир будет расплачиваться за проезд при входе в автобус.
Еще в прошлом году губернатор Волгоградской области подписал постановление, согласно которому должен быть проведен конкурс по созданию единой автоматизированной системы контроля оплаты проезда в общественном транспорте. Процесс планируется запустить в 2016 году. Тот оператор, который выиграет конкурс, должен будет обеспечить транспорт необходимыми техническими средствами для считывания транспортных карт.