Транспортную инфраструктуру Волгоградской области ждут серьезные перемены

Волгоградские перевозчики с начала текущего года работают по новым правилам. С 11 января в регионе начал действовать новый областной закон об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам. За нарушение лицензионных требований предпринимательской деятельности частники теперь будут караться штрафами от 20 до 100 тыс. рублей.

Задача № 1

Нововведения в транспортной системе Волгоградской области, как отмечают специалисты, крайне важны для региона. Главное новшество в том, что маршруты теперь разделяются на регулируемые, то есть субсидируемые из бюджета, и нерегулируемые. Новации увязаны с многолетней историей формирования нынешнего транспортного комплекса и с требованиями, которые выдвигаются к городам – организаторам мирового первенства по футболу в 2018 году. Именно безопасность и комфорт для гостей Волгограда в период проведения мундиаля – главное требование FIFA.

– Вся наша работа сегодня прежде всего направлена на оптимизацию транспортной сети многомиллионного города, – говорит заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства региона Игорь Новиков. – Особое внимание, безусловно, уделяется вопросам применения новых технологий, новых транспортных средств, предоставления полного спектра услуг по перевозке, в том числе маломобильной группы населения.

Новые законодательные акты, по словам Новикова, существенно расширяют возможности по упорядочиванию работы общественного транспорта и контролю выполнения перевозчиком требований по организации пассажирских перевозок.

– Ни для кого не секрет, что работа большинства из них выходит за рамки правового поля, – отмечает Игорь Новиков. – Сегодня большинство маршруток, курсирующих через Привокзальную площадь и автовокзал по улице Балонина, работают не по регулярным, а по заказным маршрутам. По сути, это незаконные перевозки.

Такие перевозки, по словам Новикова, не защищают пассажиров: их никто не страхует, транспортные средства не оборудованы тахографами, системой ГЛОНАСС. А цена за проезд при этом не уступает той, по которой свои услуги оказывают добросовестные перевозчики. Выручка, полученная от нелегальной коммерческой деятельности, как правило, идет в обход законных банковских счетов, казна недополучает налоговых отчислений, а граждане лишаются качественных транспортных услуг.

Аварии в рост

Изменения в законодательные акты также были разработаны и с учетом негативной тенденции к увеличению дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта. По данным областного управления ГИБДД ГУ МВД России, за январь 2016 года по вине водителей произошло восемь аварий на дорогах, при которых один человек погиб и 10 – получили ранения различной степени тяжести. Для сравнения, в прошлом году за аналогичный период произошло шесть ДТП.

– Динамика отрицательная, – констатирует начальник отдела дорожной инспекции УГИБДД ГУ МВД России по области Александр Лепехин. – Это говорит о том, что водители, к сожалению, ведут себя на дорогах не дисциплинированно. Мы же не меняем своих принципиальных позиций.

Сотрудники Госавтоинспекции по-прежнему пресекают нарушения правил дорожного движения, проверяют физическое состояние водителей автобусов, проводят визуальный осмотр технического состояния транспортного средства. В случае обнаружения каких-либо нарушений устанавливают запрет на его эксплуатацию.

– Когда речь идет о безопасности людей, мы готовы применять жесткие меры в соответствии с законом, – подчеркнул Лепехин.

Отсроченный итог

Обновленные федеральный и региональный законы призваны упорядочить деятельность заказных перевозчиков. Однако реальные изменения ситуации волгоградцы смогут ощутить не раньше середины лета 2016 года. Дело в том, что с 15 июля вступят в силу изменения в федеральный Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым перевозчика, допустившего нарушение мест отправления транспорта, карт маршрутов, неправильные остановки, будут штрафовать на крупные суммы – от 5 до 300 тыс. рублей.

– Когда начнут действовать такие серьезные штрафные санкции, многие перевозчики задумаются – стоит ли идти на противоправные действия и под видом регулярных перевозок осуществлять заказные, не гарантируя при этом никакой безопасности своим пассажирам, – задается вопросом Новиков.

Поправки в закон позволят также снизить «нездоровую» конкуренцию на рынке. Дело в том, что сейчас в Волгограде по одному и тому же маршруту курсируют пассажирские «Газели» под разными номерами. И каждый из микроавтобусов стремится любыми путями перехватить пассажира. Более того, это создает дополнительную конкуренцию и муниципальному общественному транспорту.

– Если на одном маршруте работают три и более перевозчика, то они обязаны создать товарищество, – комментирует Новиков. – Это упростит работу властей с транспортными предприятиями и позволит сделать очередной шаг на пути к переходу на цивилизованные перевозки. Впрочем, работа в этом направлении уже начата, о чем свидетельствует организация городских маршрутов автобусов на газомоторном топливе, которые пустыми сегодня не ходят. А собираемость доходов на этих маршрутах увеличилась более чем на 30%.

Маршрутная регуляция

Кроме того, согласно новым поправкам теперь маршруты будут классифицироваться на регулируемые, субсидируемые из бюджета, и нерегулируемые, где тарифы устанавливает сам перевозчик. На сегодняшний день в реестре пригородных межмуниципальных маршрутов в Волгоградской области 356 направлений, из которых около 100 будут работать по регулируемым тарифам. После вступления в силу поправок в федеральный закон с 11 января организаторы пассажирских перевозок должны были опубликовать реестры маршрутов, которые имеют право работать на линиях.

– Организатором межмуниципальных перевозок выступает теперь наш комитет, а в районах и городских округах – органы местного самоуправления, – поясняет Новиков. – В реестры попали лишь те перевозчики, которые подали заявления летом 2015 года и которые еще тогда осуществляли перевозки. Им выданы карты маршрутов, по которым они будут ездить до окончания срока договора. Новые же компании в соответствии с требованием закона в реестр не попали.

Технология перехода на работу регулируемых маршрутов, а также схема их размещения и использование нового транспорта предполагают документ транспортного планирования. В настоящее время идет активная работа над ним.

– На первом этапе была создана волгоградская агломерация, которая призвана объединить наиболее густо населенные территории города – от Волжского до Светлого Яра и от Городища до Средней Ахтубы. Предварительный анализ показал, что из четырех тысяч действующих сегодня маршруток необходимо будет оставить порядка 400, – заявил Новиков. – Они будут работать на так называемых подвозных магистралях, на основных планируется задействовать транспорт большой вместимости. Причем для этого необходимы 18-метровые автобусы, которых у нас в городе пока нет.

Согласно документу предполагается увеличение числа рейсов электропоездов с тактовым движением по Волгограду. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный вид транспорта, на котором предсказуемо можно добраться до места назначения с учетом фиксированного времени. Кроме того, планируется создать транспортно-пересадочные узлы, с помощью которых горожане смогут максимально быстро и комфортно пересесть с одного вида транспорта на другой, а также установление оптимальной работы скоростного трамвая и исключение его дублирования с другими видами транспорта.

– В числе основных задач, которые планируется реализовать в рамках документа транспортного планирования, – увеличение автобусов большой вместимости и сокращения машин малой вместимости, которые сегодня не удовлетворяют основным техническим характеристикам, необходимым для перевозок граждан, – подчеркнул Игорь Новиков. – А если мы говорим о междугородных перевозках, то обязательное требование – багажное отделение.

По словам Игоря Новикова, документ транспортного планирования может быть утвержден уже в первом полугодии текущего года.

Карты в руки

Для заказных межрегиональных перевозчиков федеральный и региональный законы предусматривают установление конечных пунктов отправления. В администрации области сейчас готовится документ, который и будет определять конечные точки отправления. Ими должны быть автостанции или автовокзалы, либо места, расположенные от них на расстоянии около двух километров. Аналогичные требования предусматриваются и для межмуниципальных маршрутов.

– В перспективе мы полагаем, что необходимо субсидировать не перевозчиков, а непосредственно пассажиров, – отметил Новиков. – А для этого нужно реализовать проект создания электронной транспортной карты, которая будет у каждого пассажира. Посредством этой карты пассажир будет расплачиваться за проезд при входе в автобус.

Еще в прошлом году губернатор Волгоградской области подписал постановление, согласно которому должен быть проведен конкурс по созданию единой автоматизированной системы контроля оплаты проезда в общественном транспорте. Процесс планируется запустить в 2016 году. Тот оператор, который выиграет конкурс, должен будет обеспечить транспорт необходимыми техническими средствами для считывания транспортных карт.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Все путем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру