Новое знамя для казаков Волгоградского округа станет символом единства и веры

В главном православном храме областного центра во имя Святого Иоанна Предтечи состоялся торжественный чин освящения знамени нового образца Волгоградского казачьего округа. Его провел духовный наставник казаков региона протоиерей Олег Кириченко. Этой чести представители окружного казачьего общества удостоились первыми в Волгоградской области. Они уверены: знамя нового образца будет вдохновлять их на служение Отечеству.

Символ доблести и славы

Как и положено по православным традициям, чин освящения знамени началось с молитвы. В храме собрались представители казачьих общественных организаций, воспитанники казачьего кадетского корпуса. Для каждого из них эта официальная реликвия – предмет особо почитаемый и оберегаемый.

– История России знает немало примеров того, как знамена вдохновляли на подвиги, как их спасали, часто ценой жизни, – говорит атаман Волгоградского казачьего округа Александр Кривенцев. – Знамена становились символами чести, доблести, славы и победы. Именно в этом качестве мы воспринимаем новое знамя окружного казачьего общества.

Знамя нового образца представляет собой полотнище синего цвета с красной каймой. С одной стороны флага в центре – герб Всевеликого войска Донского, над которым написано «Во славу Отечеству», с другой – герб Волгоградского казачьего округа. Такая форма стяга была утверждена геральдической комиссией, созданной при Президенте РФ.

Еще шесть лет назад в стране вышли четыре Указа, подписанные главой Российского государства. Войсковые знамена, гербы, форма, звания, знаки различия и даже казачьи удостоверения теперь все единого образца, причем на вполне законных основаниях. Так, например, удостоверение казака по форме напоминает военный билет, в который заносятся все этапы прохождения казачьей службы. А при разработке гербов и знамен учитываются все исторические традиции и особенности каждого казачьего войска.

Не повторяя ошибок

После чина освящения отец Олег Кириченко торжественно передал знамя атаману Волгоградского казачьего округа Александр Кривенцеву – исторический момент, который символически отражает связь православной церкви и казачества.

– Отныне новое знамя станет источником духовной силы, чести и славы, символом возрождения и преображения славных традиций казачества, возрождения его прежней роли в стране, – говорит священнослужитель, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Волгоградской области протоиерей Олег Кириченко. – Все мы помним трагичную дату в истории – 1 сентября 1939 года, когда началась Вторая мировая война. Через два года она пришла и к нам. Чтобы этого не повторилось, каждый из нас должен воспитать в себе силу духа, по-настоящему глубоко обратиться к Богу, чтобы чаша новой глобальной войны нас избежала. Для решения этого вопроса предпринимает все усилия и наш патриарх Кирилл. Встреча, которая прошла на Кубе с римским папой Франциском, – прямое тому подтверждение.

Протоиерей Олег Кириченко не случайно упомянул о встрече двух предстоятелей на острове Свободы. Дело в том, что ситуация, которая складывается сегодня в мире, требует неотложных мер и еще более тесного взаимодействия между христианскими церквями. Послание миру двух пастырей, чьи церкви объединяют почти полтора миллиарда верующих, – это выражение общих взглядов на социальные и политические вопросы мировой повестки.

Казаки как истинные защитники православия, святынь и традиций, по мнению протоиерея Олега Кириченко, могут стать той самой движущей силой, с помощью которой удастся побороть зачатки агрессивного насаждения нетрадиционных ценностей, и в первую очередь на региональном уровне. Но пока этому мешает отсутствие гармонизации между казаками, которые в силу ряда причин разделены на реестровых и общественных.

– Это разделение – одна из болевых точек современного российского казачества, – отметил Олег Кириченко. – Если реестровые казаки в соответствии с уставом принимают на себя добровольные обязательства по несению государственной службы и государство выдвигает им требования и правила, то те, кто на себя подобные обязательства не берет, остаются в общественных объединениях. Для казаков это разделение – настоящий камень преткновения, который порождает конфликты: каждая сторона считает себя правой. Общественники, и, между прочим, совершенно справедливо, считают себя зачинателями казачьего движения, упрекают реестровых в том, что они, возникшие гораздо позже, пришли на все готовое. А у реестровых казаков находятся свои вопросы и претензии к общественным казачьим организациям.

Для порядка

Одной из причин введения реестра, по мнению доцента кафедры государственного управления и политологии Волгоградского РАНХиГС при Президенте РФ Ольги Рвачевой, стало то, что еще в начале 90-х казачье движение наряду с позитивными формами участия в общественно-политических процессах проявило себя и как дезинтегрирующая сила.

– Отдельные казачьи организации и казаки проявляли себя как экстремистски настроенные организации, были сильны настроения ксенофобии, – говорит эксперт. – В некоторых случаях казаки повели себя как их далекие предки – воровские вольные казаки: попытались воспользоваться Смутным временем в истории Российского государства. Новая реестровая система позволила эффективно контролировать деятельность казаков, усилить управляемость, то есть навести порядок. Одновременно это послужило началом нового этапа в развитии движения.

Центральная идея реестра – выполнение казаками обязательной государственной службы – была воспринята положительно, а реестр стал признанием необходимости казачьего движения, и наличии в нем потенциала государственно-ориентированной силы. Реестровые казачьи организации стали системно развиваться. В каждом хуторе, станице была поставлена задача создать такие организации, и она выполнялась. С середины 90-х годов реестровые казачьи организации вышли на первый план, а общественные, несмотря на то что они были зачинателями, отошли в тень.

Расставляя акценты

Деятельности реестровых казачьих организаций сегодня уделяется большее внимание. И это должно привести к поднятию авторитета казачества среди местного населения. Казачьи организации претендовали не только на несение государственной службы, но и на участие в местном самоуправлении, формировании традиционного казачьего самоуправления. Поначалу этот порыв был достаточно серьезным, но со временем он стал затухать. С конца 90-х годов исследователи, которые занимаются мониторингом и анализом казачьего движения, констатируют усиливающийся формализм именно в реестровом движении, утрату инициативы.

– Казачьи общества постепенно выходят из экономической сферы, развитие местного самоуправления, к сожалению, не продвигается, – отмечает Рвачева. – Таким образом, можно сказать, что с конца 90-х годов сформировалось и до сегодняшнего дня осталось несколько сфер, где казачьи общества сохранили свою активность.

Прежде всего, востребованы муниципальные казачьи дружины. Здесь надо признать успех реестрового движения и государственной политики. Очень активно действуют в сфере сохранения культуры реестровые и общественные казаки.

– Но я бы отметила, что эта деятельность носит фестивальный характер, – продолжает Ольга Рвачева. – То есть, много проводится различных мероприятий, но насколько это влияет на сохранение культуры, судить сложно. Очень активно казачьи организации развивают свою деятельность в сфере патриотического воспитания молодежи, что, на мой взгляд, является правильной политикой. Однако при всем при этом все же сохраняется проблема – казаки, к сожалению, вышли сегодня из сферы аккумулирования и презентации гражданского интереса. Хотя, я думаю, что как раз эти цели было бы логичнее всего реализовывать.

Путь к консолидации

Разделение казаков на реестровых и общественных себя не оправдало, считает протоиерей Олег Кириченко, и назрела необходимость им объединиться в единое казачье общество.

Поддержку этой идее оказал и глава Федерального агентства по делам национальностей РФ Игорь Баринов. В ноябре прошлого года на заседании Совета по казачеству при Президенте РФ он сказал, что «отсутствие общей казачьей организации приводит к расколу в рядах казаков, осложняет их взаимодействие с органами государственной власти на местах, провоцирует рост популярности идеологии так называемого «вольного» казачества и создания казачьих обществ маргинального типа». Чему, по словам Олега Кириченко, мы являемся свидетелями и на территории Волгоградской области.

– У нас в регионе действует рабочая группа ЮФО по делам казачества под председательством вице-губернатора Александра Блошкина, – говорит священнослужитель, член Общественной палаты области. – Этот орган ориентирован исключительно на работу с реестровыми казаками. Можно было бы подумать о создании структуры, состоящей из признанных авторитетов казачьего движения и объединяющей представителей всех казачьих обществ и организаций, вносящих реальный вклад в служение Отечеству и казачеству. Создание такого совета позволит не только консолидировать наиболее активную часть казачества, но и вырабатывать согласованные решения, направленные на поддержку российского казачества, недопущения его разобщения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Обретая себя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру