Попали под раздачу
Каждое воскресное утро Минна Грасс приходит в евангелическо-лютеранскую кирху на литургию. Эту традицию женщина соблюдает уже больше 20 лет – с тех пор, как на юге Волгограда после реставрации открыли немецкую церковь. Только здесь, признается женщина, она по-настоящему может почувствовать себя немкой.
‑ Я родилась в 1939 году под Энгельсом – в том время он был столицей АССР Немцев Поволжья, ‑ рассказывает Минна Грасс. – Я была четвертым ребенком в семье. У нас был большой дом, в котором находился погреб, доверху заполненный заготовками на зиму – родители вели хозяйство. Но обо всем этом мне рассказывали родители, потому что я этого не помню, так как через год после моего рождения всю нашу семью выслали в Новосибирскую область.
Когда в 1941 году на Советский Союза напали войска Гитлера, все немцы Поволжья Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года были обвинены в недонесении на «тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов» Германии. Последовали массовые репрессии: республику упразднили, а немецкое население массово депортировали в Западную Сибирь и Северный Казахстан.
‑ Родители рассказывали, с какой болью на сердце они покидали нажитое имущество, ‑ говорит Минна Августовна. – С собой им разрешили взять документы и немного вещей. Мама ждала пятого ребенка. Она все боялась, что роды начнутся во время пересылки: путь от Энгельса до Новосибирска занял почти месяц. Но, к счастью, все обошлось – брат родился уже на новом месте нашего жительства.
Отец Минны Августовны попал в так называемую трудовую армию, которая мало чем отличалась от лагерей для заключенных. «Позор страны» и другие подобные формулировки, как и шквал огульных обвинений в пособничестве нацистам, еще долго преследовали сотен российских немцев.
‑ В школе сверстники нас часто назвали «фашистами», ‑ вспоминает Минна Грасс. – Несколько поколений наших предков еще со времен Екатерины II осваивали русские земли, трудились на благо государства и ничего кроме пользы не принесли. Было очень обидно слышать эти оскорбления, но мы терпели. Родители всегда учили нас с честью и достоинством переносить все тяготы.
Призрачные надежды
Избавиться от гнусного ярлыка «предатели и враги народа» российским немцам позволил Указ Президиума Верховного Совета СССР 1964 года, когда были сняты все обвинения и наступила политическая реабилитация. Многие даже захотели вернуться на покинутые ими земли. Но, как оказалось, возвращаться было уже некуда и не к чему.
‑ К тому времени я уже была замужем – вышла за депортированного немца, ‑ рассказывает Минна Августовна Грасс. – Мы понимали, что оставаться в Новосибирской области не имеет смысла и возвращаться в Саратовскую область, где уже больше нет нашей республики, – тоже. Мы стали искать новое место. И нашли – в Волгограде. Сюда мы приехали в конце 60-х и поселились на месте бывшей немецкой колонии Сарепта.
В 1992 году был издан Указ «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев», давший двум миллионам немцам надежду на возвращение им поволжской республики. Одновременно была сформирована Межправительственная российско-германская комиссия по проблемам российских немцев, которая в числе прочих функций регулировала и этот вопрос.
‑ Были предприняты попытки создания немецких национальных территорий в Саратовской, Волгоградской, Омской областях и на Алтае, ‑ рассказывает председатель ВГОО «Центр немецкой культуры» Татьяна Шефер. – Германская сторона даже профинансировала проекты по обеспечению инфраструктуры. Так, на территории Паллласовского района в середине 90-х возвели несколько построек, которые, как предполагалось, должны были стать тем самым толчком для восстановления государственности российских немцев. Но это поселение было не заселено российскими немцами. К тому времени большая часть немцев покинула Россию, уехав на постоянное место жительство в Германию, а оставшиеся – не решились поменять уже обустроенную жизнь.
Антиассимиляция
Сегодня в нашей стране, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает около 395 тысяч немцев. В одной только Волгоградской области зарегистрировано 10102 представителя этой нации. Сообществом российских немцев организовано более ста различных региональных, всероссийских и международных организаций. Вот уже более 10 лет действует Волгоградская городская общественная организация «Центр немецкой культуры». Она имеет три филиала: центр немецкой культур «Вольгадойче» в Камышине, центр немецкой культуры имени братьев Лангерфельд в Красноармейском районе Волгограда и центр встреч в Волжском, который появился всего лишь год назад. Численность активистов всех четырех организаций составляет порядка 450 человек.
‑ Все они объединены ради одной общей цели ‑ сохранения культурной идентичности, национального и духовного возрождения, восстановления и сохранения традиций, ‑ говорит председатель организации Татьяна Шефер.
Ее родители – коренные сарептяне. На волне политических репрессий одного из прадедов Татьяны Шефер Августа Гауна 9 января 1938 года арестовали по обвинению в том, что он якобы являлся «руководителем контрреволюционной профашистской организации». 17 февраля его приговорили к расстрелу, а через десять дней приговор привели в исполнение. В 1941 году оставшихся членов семьи Гаун депортировали в Казахстан. Досталось тогда и семье Шефер, которую отправили на Урал.
‑ Я уже родилась в Казахстане, ‑ продолжает Татьяна Шефер. – Когда в 60-х немцев реабилитировали, семья решила вернуться сюда, в Сарепту. Постепенно стали возвращаться остальные родственники со своими семьями. К тому времени был посмертно реабилитирован и Август Эдуардович Гаун.
С 2011 года Татьяна Шефер возглавляет Центр немецкой культуры. Общественная организация и три ее филиала реализуют на территории Волгоградского региона программы Министерства внутренних дел ФРГ через Международный Союз Немецкой Культуры, который располагается в московском Российско-Немецком Доме. Работа ведется по классическому для общественных организаций российских немцев набору: проведение общественных и культурных мероприятий, работа с молодежью в сфере экологии, культуры, пропаганды здорового образа жизни, а также профессиональная подготовка и переподготовка. Особое внимание уделяется этнокультурной составляющей региона, национальной идентичности и толерантности. Кроме того, общесвтенники оказывают адресную помощь пожилыми российскими немцами, многие из которых являются депортированными, репрессированными, бывшими трудармейцами.
И все же, приоритетным направлением являются курсы по изучению немецкого языка для детей и взрослых. Для слушателей они проводятся совершенно бесплатно.
‑ Большинство современных российских немцев не знают родного языка, ‑ констатирует Татьяна Шефер. – И одна из главных причин тому – ассимиляция, которая в последние десятилетия развивается очень быстро. В первую очередь, это касается молодежи. С учетом дисперсного проживания немцев в миллионном городе общение на родном языке затруднено. Наша задача – исправить сложившуюся ситуацию.
Кроме того, уточнила Татьяна Шефер, работа Центра немецкой культуры ориентирована не только на российских немцев. Общественники плотно взаимодействуют и с представителями других национальностей, кто проявляет интерес к немецкой культуре и языку.
Стали еще ближе
Вопросам восстановления исторических функций российских немцев сегодня уделяется пристальное внимание. Причем на уровне государства. Подписание президентом Указа о внесении изменений в документ 1992 года прямое тому подтверждение. Документом предусмотрено внесение изменения в наименование российской части Межправкомиссии. Теперь орган называется «Российско-Германская комиссия по вопросам российских немцев». А возглавить ее намерен глава ФАДН России Игорь Баринов. Об этом он заявил еще в октябре 2015 года на встрече с послом ФРГ в России Рюдигером фон Фричем.
‑ Приоритетной задачей для меня является «реанимация» деятельности комиссии, чтобы сделать ее работу более эффективной, – сказал чиновник, уточнив, что «это необходимо для усовершенствования работы по поддержке связей между российскими немцами и их соотечественниками, живущими в Германии».
На протяжении шести лет Волгоградская городская общественная организация «Центр немецкой культуры» плодотворно сотрудничает с региональным отделением Землячества немцев из России земли Гессен в Фульде (Германия). С 1995 года его возглавляет Роза Эмих, родившаяся в Киргизии в семье депортированных немцев. Она неоднократно бывала в Волгограде, в том числе и Сарепте, и высоко оценила работу волгоградцев по укреплению российско-немецких отношений.
‑ Наш центр является стратегическим партнером германской стороны в обеспечении молодежных и студенческих обменов между Волгоградом и Фульдой, ‑ говорит Татьяна Шефер. – Несмотря, на разобщенность наших организаций по географическому принципу, мы за эти шесть лет стали только ближе друг к другу благодаря общим целям и задачам. Такое взаимодействие является тем самым мостом дружбы, который позволит нам преодолеть любой кризис.
Справка "МК в Волгограде"
Начало колонизации немцами Поволжья было положено 22 июля 1763 года, когда был обнародован манифест императрицы Екатерины II «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».