Платежи за коммуналку в январе выросли из-за тепла

С повышением платы за коммунальные услуги столкнулись все волгоградцы. Получив январские квитки, многие увидели там гораздо большую сумму, чем в предыдущие месяцы, и забили тревогу. С чем связано повышение, а также как установить факт некачественного оказания услуги и наказать нерадивую управляющую компанию – в этих и других вопросах нам помогли разобраться специалисты отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Другой расчет

В конце прошлого – начале этого года вступил в действие ряд законов, касающихся сферы ЖКХ. Относится сюда и иной расчет платы за отопление, так напугавший многих волгоградцев.

Еще в декабре жительница двухкомнатной квартиры в «хрущевке» Наталья Свиридова заплатила за отопление 900 рублей, уже в платежке за январь сумма практически удвоилась – 1600 рублей. Для семейного бюджета, сетует девушка, разница весомая.

– Раньше весь год собственники понемногу оплачивали за отопительный период, который уже прошел, а в конце года им делали корректировку, исходя из фактически потребленных объемов, – объясняет начальник отдела надзора за начислением платежей инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области Наталья Махонина.

Напомним, с 1 августа 2015 г. на территории Волгограда и Камышина применяется новый порядок оплаты за отопление. Начисления производятся только в отопительный период – с октября по апрель.

Дома, которые еще не оборудованы общедомовым прибором учета (ОДПУ), платят по нормативу. Там, где прибор учета установлен, плата зависит от объемов потребленной тепловой энергии. Точно так же, как и в квартире, – чем больше мы потребили света или воды, тем большую сумму в платежке мы получаем.

– Декабрь был теплым, соответственно, в платежных документах за декабрь была низкая стоимость за отопление, – продолжает Наталья Махонина. – В январе минусовые температуры держались до конца месяца, расход тепловой энергии был выше и, соответственно, увеличилась плата.

Отсрочка для неплательщика

Кроме того, отмечает специалист, в декабре, чтобы закрыть финансовый год и выставить гражданам платежный документ до Нового года, платежки были сформированы раньше срока и отдельные УК сняли показания с ОДПУ ранее сроков, установленных законодательством, то есть до 23-го числа.

– Соответственно, в январе мы оплатили январские объемы плюс остаток за декабрь. Это тоже могло отразиться на повышении, – говорит специалист.

Если у жильцов возникают вопросы в правильности начислений, то для разъяснений в первую очередь надо обращаться в УК. Если жильцы обнаружат, что повышение – это результат бездействия управляющей компании, за помощью можно обращаться в администрацию г. Волгограда либо контролирующие органы.

Зная, что порядок оплаты за отопление будет теперь только такой, специалисты советуют делать накопления в летний период.

– С 1 января 2016 года в целях дополнительной защиты интересов пользователей жилищно-коммунальных услуг ужесточились меры воздействия на злостных неплательщиков, – рассказывает заместитель председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области Надежда Владимировна Шевченко. – Суть изменений касается повышения ответственности за просрочку платежей за поставленные энергоресурсы с введением шкалы начисления пени.

И если для управляющих организаций, водоканалов, теплоснабжающих организаций до двух месяцев просрочки предусмотрена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, то в отношении жителей условия погашения стали более лояльны. Так, раньше ответственность за неуплату за жилое помещение и коммунальные услуги наступала уже с 1-го дня просрочки, теперь же у граждан, а также ТСЖ и ЖСК есть месяц на покрытие долга без пени. Со второго месяца применяется штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Ужесточение наступает с 91-го дня, когда начинает действовать повышенная ставка 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ.

В пользу жильцов

28 декабря также вступили в силу законы, которые позволяют жильцам получить компенсацию за некачественные услуги ЖКХ. Проще говоря, с этого года введены штрафы в пользу граждан.

– Размеры штрафа и порядок их получения определены Законом о защите прав потребителей, – рассказала нам Наталья Махонина.

В ближайшее время Правительством РФ будет утвержден специальный порядок, действующий в отношении этих штрафов.

Стоит знать и то, что, к примеру, если у вас в квартире протекает потолок и его затопил сосед сверху, и вы требуете компенсацию вреда, то срок исковой давности составляет не три года, как мы раньше, а 10 лет. Ведь последствия затопления могут проявляться очень долго.

Чтобы получить компенсацию, жителям надо зафиксировать нарушение. Первым делом позвонить в аварийно-диспетчерскую службу. Ваше обращение диспетчер обязан зафиксировать и задокументировать. Один экземпляр составленного акта остается на руках у потребителя. В нем обязательно должен быть отражен виновный, например, сосед, забывший закрыть кран.

– Недавно появилось новшество, которое дало право гражданам самим составлять такой акт, – поясняет Наталья Махонина. – Пригласить можно общественный совет, соседей, главное – присутствие не менее трех человек. Акт, если он составлен правильно, а замеры произведены специальным прибором, будет являться доказательством некачественного оказания услуги.

Специальных бланков нет, главное, соблюсти все требования. Документ должен содержать дату и место составления, ФИО, адреса всех присутствующих, где они проживают, а также по какому поводу акт составлен, указана дислокация квартиры. Обязательно надо включить показания прибора. Фиксируется дата и время вплоть до минуты, готовый акт заверяется всеми присутствующими.

В отношении некачественных услуг по содержанию и ремонту действуют свои правила.

– Многие собственники считают, если текла крыша, им должны сделать перерасчет. Это неверно, – предупреждает специалист. – Деньги должны быть вложены в дом, другими словами, крыша должна быть отремонтирована. В этом случае надо требовать исполнения услуги, но при этом потребитель вправе получить возмещение убытка и морального вреда.

Компенсация за капремонт

Следующая новость, вызывающая множество вопросов, касается того, что региональным законодательством с 1 января этого года предусмотрена компенсация расходов на оплату взносов на капремонт.

– Она предоставляется собственникам жилых помещений, неработающим, достигшим возраста 70 лет и старше, одиноко проживающим либо в составе семьи, состоящей из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, – рассказывает Надежда Шевченко. – Размер ее для достигших 70 лет – 50%, 80 лет – 100%.

Предусматривается не освобождение от уплаты взноса на капремонт, а компенсация понесенных расходов. Соответственно, те, кто попадает под этот критерий, оплачивают взнос на капремонт, который потом им компенсируют. Порядок предоставления будет определен до конца февраля текущего года.

К слову, ситуация с нарушениями в сфере ЖКХ, как отмечают специалисты, улучшается. Так, за весь 2015 год сумма перерасчетов по предписаниям только инспекции Госжилнадзора, не считая шести городских округов, составила почти пять миллионов. В 2014 году сумма перерасчета составила более семи миллионов. Такой результат – благодаря активности граждан и огромной разъяснительной работе. Сейчас, хотя количество проверок больше, нарушений стало меньше. Управляющие компании стали понимать, что останутся ли они на рынке, зависит от того, насколько добропорядочно они будут вести себя по отношению к гражданам и исполнять требования органов надзора.

 

Горячая линия по вопросам начисления платы за отопление:

по г. Волгограду – 39-70-15

по г. Камышину – 8 (84457) 4-13-98.

Задать вопросы по начислению платы за отопление специалисту инспекции Госжилнадзора Волгоградской области можно со вторника по четверг с 09.00 до 11.00 по телефону горячей линии: 8 (8442) 35-27-11.

Прямая речь: 

Олег Капустин: «Принцип "бери, сколько надо", начал действовать»

О том, на что сегодня жалуются волгоградцы и как им решать свои коммунальные вопросы, «МК в Волгограде» рассказал председатель Волгоградского регионального центра содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ Олег Капустин.

– Олег Семенович, на что чаще всего сетуют волгоградцы?

– Как и в прошлые годы, к сожалению, основная тема обращений – это качество отопительных услуг, работа с управляющими компаниями и капитальный ремонт. Надо знать, что все управляющие компании, работающие сегодня на рынке, должны иметь лицензию. И они понимают, что, лишившись лицензии, лишатся права работать на рынке жилищно-коммунальных услуг.

– Многие волгоградцы жалуются на повышение платы за коммуналку. Есть выход снизить платежи?

– Штрафы, пени… – все это должно стимулировать людей устанавливать приборы учета. Я знаю сегодня случаи, когда плата за отопление в январе оказалась равна или ниже, чем в декабре. Потому что люди сократили расходы сами, посчитав, что, например, 27 или 25 градусов для них многовато. Принцип бери, сколько надо, а не столько, сколько тебе дают, начал действовать там, где дома обеспечены приборами учета. Кроме того, сегодня люди готовы совместно приобретать приборы для измерения температуры воды, воздуха, чтобы отстаивать свои права. У нас много случаев, когда совет дома приобретает такие приборы учета, они проверены и прошли сертификацию, и ими производят замеры, потому что от УК этого порой добиться бывает сложно.

– Ходит много слухов о том, что плату за капремонт могут отменить.

– Это фантастика! Не надо забывать, что завтра на эти деньги мы будем ремонтировать дома. В советское время, кстати, мы тоже платили за капремонт, это были копейки, но мы их платили. Кроме права получать ту или иную жилищно-коммунальную услугу, у жителей есть обязанность – за нее надо платить. К сожалению, задолженность жителей сегодня велика.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2016

Заголовок в газете: НЕпростая арифметика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру