Впервые в истории Волгоградской области принят профицитный бюджет

Сбалансированная и реалистичная – так аналитики характеризуют сегодняшнюю финансово-бюджетную политику областного комитета финансов. Благодаря пакету стабилизационных финансовых мер Волгоградская область избежала грозящего ей в минувшем году банкротства, а уже спустя полтора года, в конце 2015-го, в регионе был принят первый в его истории профицитный бюджет.

Над пропастью в долгах

Чтобы понять, какую работу областные финансисты проделали, превратив регион из кризисного финансового аутсайдера в субъект со взвещенной бюджетной политикой, достаточно вспомнить, какой «исходник» достался новой команде облфина. Бюджет-2014 был крайне несбалансированным: дефицит составлял 20,1% к объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, в том числе 2,9 млрд рублей за счет приватизации государственных предприятий, расходная часть бюджета не обеспечивала социальные гарантии жителям региона.

Чтобы хоть на время заткнуть зияющую дефицитную дыру, регион был вынужден брать все больше заемных средств – чаще всего это были дорогие коммерческие кредиты под 8–10% годовых. Выплаты по процентам доходили до 400 млн рублей в год. При этом область брала новые кредиты, чтобы гасить предыдущие. На бюджет-2014 давил и финансовый груз года 2013-го, когда у крупных компаний образовалась значительная переплата по налогу на прибыль, которую необходимо было возвращать из бюджета в начале 2014 года. Тогда регион уже не стесняясь называли почти банкротом, а рейтинговые агентства выдавали неутешительные прогнозы. Денег в бюджете не хватало даже на выполнение первичных социальных обязательств, таких как зарплата бюджетникам и выплата социальных пособий.

Чтобы не допустить дефолта и как следствие социального взрыва, губернатору и областному комитету финансов пришлось экстренно предпринять ряд оптимизационных мер, направленных на структурное оздоровление бюджета.

Так, весной 2014 года в ходе конструктивного диалога с руководством ряда крупных компаний удалось договориться о переносе на конец 2014 года и частично на 2015 год сроков возврата по налогу на прибыль, благодаря чему удалось избежать вывода из бюджета значительных финансовых средств. Уже в мае 2014 года финансовое состояние региональной казны стабилизировалось, и областной бюджет смог в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства по расходам социального характера.

Госзакупки – под контроль

Ключевым моментом стала проведенная работа по повышению эффективности бюджетных расходов. В первую очередь была остановлена приватизация ГУПов «Волгофарм» и «Заря», за счет продажи которых планировалось отчасти покрыть дефицит бюджета. Госпредприятия, которые приносили реальную прибыль, готовились продать по предельно низким ценам в частные руки.

Правильно спланированные и проведенные облфином организационные мероприятия способствовали увеличению поступления налоговых доходов. За органами исполнительной власти, за каждым комитетом, ведомством была закреплена ответственность по работе с налогоплательщиками в соответствующих отраслях. Особое внимание уделялось вопросам оплаты труда, легализации заработной платы, погашения задолженности по зарплате и соответственно уплаты налога на доходы физических лиц. Вкупе эти «пожарные» меры привели к тому, что уже во 2-м полугодии 2014 года Волгоградская область восстановила положительную динамику основных параметров экономического развития.

Экономический эффект проведенных мероприятий в 2014 году составил 746,0 млн рублей, в основном высвободившиеся средства были направлены на погашение кредиторской задолженности прошлых лет и на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, в рамках реализации «майских» указов президента.

В том же 2014 году отменены так называемые «золотые парашюты» для госчиновников, а депутатский корпус принял решение о сокращении количества депутатов облдумы, работающих на постоянной основе. Экономический эффект только от этих двух мероприятий составил 60 млн рублей в год. С июля 2014 года регион перешел на проведение совместных конкурсов и совместных аукционов на поставку товаров, работ и услуг, что позволило существенно снизить суммы заключаемых контрактов и сэкономить 890 млн рублей.

Наконец, региону удалось реструктуризировать государственный долг – заместить дорогие банковские кредиты дешевыми бюджетными кредитами Минфина Россия. За 2014 год в областной бюджет было привлечено 7,6 млрд рублей бюджетных кредитов Минфина РФ, благодаря чему область отказалась от более дорогих в обслуживании заимствований, сэкономив 130 млн рублей.

По итогам 2014 года государственный долг Волгоградской области составил 41,6 млрд рублей. При этом произошло качественное изменение структуры государственного долга. Доля «дешевых» бюджетных кредитов увеличена на 15,2%, «дорогих» коммерческих – снижена на 10,2%.

Налоговый передел

Основной задачей на 2015 год стало сохранение достигнутой финансовой стабильности региона. Для этого необходимо было добиться кристальной налоговой дисциплины со стороны предприятий и местного бизнеса. Специалисты облфина проводили адресную работу с организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе имеющими задолженность по налогам перед бюджетом, анализировалась эффективность налоговых льгот, предоставленных налогоплательщикам региональным законодательством. По результатам проводимой адресной работы УФНС России по Волгоградской области по итогам девяти месяцев 2015 года представлена информация о налогоплательщиках, по которым произошел рост поступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общая сумма поступлений составила 1,7 млрд рублей – цифра для региона беспрецедентная.

В ходе тщательного анализа расходной части областного бюджета финансисты областной администрации пришли к выводу, что в последние годы в регионе значительно выросли социальные расходы. Значимость и необходимость социальных льгот и пособий никто в облфине не умалял, однако у региона просто не было финансовой возможности прежними нереально высокими темпами наращивать социальные расходы. В связи с чем был принят Закон Волгоградской области «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Волгоградской области в части порядка индексации пособий, компенсаций и мер социальной поддержки», который заморозил индексацию пособий, компенсаций и мер социальной поддержки. Экономический эффект – высвобождение 423 млн рублей.

При верстке бюджета на 2016 год была сохранена его социальная направленность, при этом акцент был сделан на предоставлении адресной, точечной социальной помощи. Инструментом для распределения такой помощи стал первый в истории региона Социальный кодекс, который вступил в силу с 2016 года.

Финансовая аксиома: местный бюджет не может называться сбалансированным, если в регионе не налажена работа по повышению эффективности государственных и муниципальных закупок. В 2015 году в Волгоградской области была разработана и запущена автоматизированная информационная система «Закупки Волгоградской области». Экономия на проведении совместных торгов составила порядка 1 млрд рублей.

Модернизация механизмов закупок для государственных и муниципальных нужд будет продолжена и в 2016 году, для этого в регионе запущен комплекс «Электронный магазин». Этот комплекс свяжет в единую цепь систему торгов, что повысит прозрачность совершаемых сделок, позволит усилить контроль за ценовой политикой в сфере закупок товаров работ и предоставляемых услуг. «Электронный магазин» поможет учреждениям Волгоградской области определять расценки на товары и услуги по адекватной стоимости, исключая искусственное завышение цен со стороны товаропроизводителей, сместит с рынка недобросовестных товаропроизводителей, позволит привлечь местных, что обеспечит импортозамещение отечественной продукцией.

Экономить на себе

Психологически важным моментом в бюджетной оптимизации в 2015 году стало решение губернатора Андрея Бочарова об уменьшении ежемесячного денежного содержания на 10% себе и своим заместителям. Это распоряжение будет действовать и в 2016 году. За счет проведенной оптимизации расходы на содержание органов управления государственной власти Волгоградской области сократились на 100 млн рублей. До 1 января 2018 года в Волгоградской области законодательно приостановлена индексация денежного содержания гражданских служащих, денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности. Но помимо психологического аспекта предпринятые меры позволят в 2015–2017 годах сэкономить бюджету порядка 458 млн рублей.

Вкупе все предпринятые меры привели к тому, что в 2016 год Волгоградская область вступила с профицитным бюджетом. Первый в истории региона профицит в 2016 году составит 4,3 млрд рублей, сохранится он и в ближайшую двухлетку. Как объяснили в областном комитете финансов, профицит позволит региону выйти на экономически безопасный уровень управляемости бюджетом, остаться гарантом исполнения социальных обязательств и повысить инвестиционную привлекательность области.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 13 января 2016

Заголовок в газете: Жизнь в плюсе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру