Никас Сафронов: «Мое самое лучшее произведение – сын Стефано»

Его называют «гением кича», «русским Казановой», «нашим Сальвадором Дали». Автор бесчисленного количества эротических и сюрреалистических работ, а также портретов знаменитостей – от Принц Уильям до Никиты Михалкова, от Алла Пугачева до Артемия Троицкого, от Мадонны (в костюме монахини) до Жан-Поля Бельмондо (в кокошнике) на днях прибыл в Волгоград, чтобы открыть в музее изобразительных искусств персональную выставку.

О красоте, творчестве и Софи Лорен

Перед открытием экспозиции Никас дал пресс-конференцию, на которой случился конфуз – живописец заявил, что ему не нравится название нашего города.

– Какой-то град, падающий на Волгу, – сказал он. – Надо бы поменять на исконное – Екатериноград.

– Царицын, – поправили его.

– Да, так звучит более благочинно, – ничуть не смутившись, согласился художник. Позже Никас признался, что перепутал Волгоград с Краснодар, который ранее носил созвучное название – Екатеринодар.

Посетители экспозиции – а на открытие пришли и волгоградские ценители искусства – говорили о том, что именно здесь они поняли, что такое нашумевший авторский стиль Никаса Сафронова, названный dream vision. «Лица будто светятся изнутри, а пейзажи – словно живые», – говорили люди. «Что-то из этой коллекции нравится, а что-то нет. Но каждая картина так или иначе – шок, – призналась одна из посетительниц выставки. Взять хотя бы эти портреты, где вместо лиц человеческих – кошачьи. Это же абсурд. Но что-то в нем есть...» Да, кому-то нравятся картины Никаса, а кто-то, наоборот, припечатывает его недобрым словом.

Впрочем, разбирать творчество художника – гениально он рисует или посредственно – прерогатива экспертов. Но то, что снимают и рисуют его самого чаще, чем любого другого мастера кисти, – факт. Однако, будучи признанным и знаменитым, Никас не принадлежит к тем упорным творцам, что работают круглые сутки. Человек светский, к тому же красавец-мужчина, ловелас, чьи романы с известными актрисами и певицами наделали много шума в столице, признался мне, что всегда по-настоящему восхищался одной-единственной женщиной – итальянской кинодивой Софи Лорен.

– Познакомились мы в 1988 году, – мечтательно вспоминает Никас Сафронов. – Я в то время работал в Милане – меня пригласил реставрировать картины богатый коллекционер. В один из вечеров он позвал меня на званый ужин, который устраивал директор журнала Vogue. Я поначалу отказывался – мне, в то время бедному русскому художнику, и пойти-то было не в чем. И тут он говорит – среди гостей будет Софи Лорен. Конечно же я пошел. Я был влюблен в эту прекрасную женщину с детства, ребенком думал, что она – Богоматерь. Мама водила меня в церковь, показывала иконы – я смотрел и будто не видел. А однажды шел по улице и наткнулся на выброшенный кем-то журнал «Советский экран», на обложке которого – прекрасная женщина. Я был уверен, что это Мадонна, примчался домой, поставил журнал перед собой и стал молиться на обложку. Мама, увидев это, объяснила, что это не Богоматерь, а итальянская актриса Софи Лорен.

– Я убежден, что некрасивых женщин не бывает – бывают плохие художники и фотографы, – продолжает Никас. – И еще – красота должна быть одухотворенной. Помню, был я деревне, вдруг вижу, идут две девочки. Одна – красавица, тоненькая, блондинка, с голубыми глазами, с изумительной фигурой – статуэтка просто. Лицо такое светлое-светлое, нежное. Они подходят к берегу реки, та, что красавица, изящно садится, так изысканно скидывает одну сандалию, другую... Опускает ногу в воду и восклицает: «Твою мать, вода-то холодная!» Все! Красоты как ни бывало.

– Ваш самый смелый творческий эксперимент?

– Совместная с Арменом Джигарханяном работа над спектаклем «Пигмалион» (другое название – «Мы всей из одной глины») – моими картинами оформлена его постановка. А вообще… Я как-то решил, что пора мне завести детей – до этого жутко боялся ответственности. Однако в начале 90-х процесс пошел. И продолжается до сих пор.

«Пока у меня четверо сыновей»

– Расскажите о своих детях. Говорят, они у вас по всему миру…

– Действительно, один родился в Берлин, живет в Австралии, его зовут Ландин, он – незаконный мой сын, но я его люблю, как своего. Один – законный от брака с венецианкой Франческой Вендрамин, с которой я познакомился в Лондоне. Родила она в Италия, потом вернулась в Лондон. Его зовут Стефано в честь моего папы, ему 23 года. Это, не скрою, мое лучшее произведение. Есть у меня Лука Никасович, я ему дал свою фамилию, сейчас он Сафронов-Затравкин. Он единственный живет в Россия, в Москве, учится в консерватории во Франция, играет на рояле, пишет музыку, окончил институт по пиару, хорошо разбирается в компьютерах. Есть еще мальчик в Вильнюсе, который когда-то заявил, что он мой сын. Я ему тоже помог, мы сейчас созваниваемся, его зовут Дима. Я не делаю никаких тестов, не проверяю своих детей – мои или не мои… Они приходят, говорят – ты наш папа. Я говорю: «Хорошо, что вы можете? Чем вам помочь?»

– Так у вас пол-России детей будет…

– Ну, не без этого. Бывает, звонят незнакомки, заявляют, что родили от меня. Я в таких случаях встречаюсь и, если понимаю, что когда-то была у меня история с этой женщиной, которая могла бы закончиться рождением ребенка, – помогаю. Пока у меня четверо сыновей.

«Читайте русскую классику»

– Что вы сейчас читаете?

– Периодические издания: журналы и газеты. А также сказки. Перед сном люблю прочесть пару-тройку сказок разных народов мира. Они хорошо расслабляют, работают вместо психолога. Меня привлекает их добрая фантазия. К тому же они всегда актуальны. Недавно я иллюстрировал новую книгу Марины Юденич. Пришлось прочесть. Но не могу сказать, чтобы она мне понравилась, это не мое.

– Была в вашей жизни книга, которая как-то изменила ваше отношение к окружающей действительности?

– Да. В юности я прочитал рассказ Ги де Мопассана «Милый друг». Он меня сильно «перекроил». Я поверил в то, что мечты исполняются. И что в этой жизни реально все. Даже «маленький», бедный человек из провинции при желании может добиться огромных успехов.

– Для чего нужно читать книги?

– Однажды я пришел в магазин. Купил что-то на 15 и 17 рублей. Продавщица никак не могла сосчитать сумму. Она долгое время искала калькулятор. И я понял, что общий уровень образования в нашей стране сильно упал. Люди стали меньше читать. Вследствие этого, извините за грубые слова, просто отупели. Читать обязательно нужно. Для развития интеллекта. А также фантазии. Когда человек читает, он рисует в своем воображении то, что излагается в книге. Таким образом, из него может родиться Феллини или Тодоровский.

– Что вы советуете читать?

– Русскую классику. В ней есть все. И глубина мысли, и полет фантазии. И трагизм, и комизм. Она очень трогательная, душевная.

– Скоро Новый год. Что вы хотите в подарок? Точнее, что нужно человеку, у которого, кажется, все уже есть?

– Для меня самый лучший подарок, когда покупают мои картины. Слава богу, много клиентов, их покупают. Многие работы на выставке, а те, которые дома (их не так много), пишешь ночами, надеешься, что их захотят приобрести...

Волгоградская муза Никаса Сафронова

На одном из московских конкурсов красоты, куда живописец был приглашен в качестве члена жюри, он увидел девушку потрясающей красоты. Образ прелестницы настолько запал ему в душу, что он разыскал ее после конкурса. Девушка горько рыдала: в тот день она так и не вышла в финал. Желая приободрить красавицу Алину, Никас предложил написать ее портрет. Картина состоялась, но натурщицы своей Никас больше не видел: сразу после встречи с ним она вернулась в родной Волгоград и словно растворилась. Эту душещипательную историю знаменитый художник поведал, когда в очередной раз наведался в наш город – маэстро сожалел о том, что так и не смог разыскать девушку. Об этом написали волгоградские журналисты, и муза Никаса, волгоградка Алина Боронина, отозвалась, приехала на выставку в Москва. «Сафронов невероятно интеллигентный и образованный человек, интересный мужчина, – признавалась тогда Алина. Он проявлял ко мне симпатию. Наверное, у нас могло что-то получиться, но судьба решила иначе, я вышла замуж за любимого человека».

Справка "МК в Волгограде"

Художник Никас Сафронов родился 8 апреля 1956 года в городе Ульяновске. Включительно по восьмой класс Никас Сафронов учился в ульяновской средней школе. Затем уехал в Одесса поступать в мореходное училище. Хотя море всегда привлекало Никаса, он понял, что это не его стезя и, проучившись в мореходке год, отправился в Ростов-на-Дону учиться в художественном училище имени Грекова по классу живописи. В 1983 году Никас Сафронов переехал в Москву, где стал одним из самых известных и популярных художников. Диапазон творчества Никаса Сафронова весьма широк: иконопись и кубизм, символизм и психологические портреты. Работы Никаса Сафронова хранятся в престижных музеях, в частных собраниях, более 700 из них нашли пристанище за рубежом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру