Психологи: вместо смартфона предложите ребенку игрушку

Как помочь ребенку разрешить конфликтные ситуации в школе, рассказывает педагог-психолог центра «Семья» Наталья Шевцова.

? В школе у всех одноклассников планшеты и смартфоны. А это всего лишь второй класс! Мы с мужем против дорогих гаджетов, отдали сыну старый простенький мобильник. Но дети часто хвастаются друг перед другом. Не будет ли наш сын изгоем? Как правильно научить его отвечать, почему у него нет дорогого телефона?

– В данной ситуации многое зависит от вашего личного восприятия и отношения к планшетам и смартфонам. Когда вы говорите, что в вашей семье это не принято, но сами в душе переживаете, ребенок обязательно это почувствует и будет стоять на своем. Возможно, у вас есть еще и чувство вины, что вы не можете позволить себе таких дорогих гаджетов. В любом случае, ребенку нужно объяснить, в чем заключается основная функция телефонов и смартфонов. Во втором классе у детей ведущая деятельность окончательно не перешла из игровой в учебную. Скорее всего, дети именно поэтому хвастаются друг перед другом планшетами и смартфонами, в большей степени принимая их за игрушки. Предложите вашему ребенку взять в школу какую-нибудь интересную игрушку, которая наверняка у него есть.

Почему первоклассник дружит со старшеклассниками?

? Мой семилетний сын дружит с девятиклассниками. Разговаривает с ними на переменах, один раз они даже затащили его на урок. С одной стороны, это лестно, что старшеклассники общаются с таким маленьким мальчиком, с другой, боюсь, как бы ради шутки они не научили его курить или еще какой-нибудь гадости.

– Переживания ваши, как родителя, понятны. Для начала нужно прояснить ситуацию: почему семилетний ребенок общается с девятиклассниками, поговорить с сыном, что его привлекает в этих взаимоотношениях? И что может привлекать девятиклассников в общении с младшим школьником? Расспросите учителя при личном общении или на родительском собрании, как организована внеурочная деятельность: до и после уроков и на переменах. Это нужно выяснить для того, чтобы понять, может ли ваш ребенок строить взаимоотношения с одноклассниками, как он с ними общается. Если внеурочная деятельность организована, тогда спросите, почему ваш сын отсутствует и общается со старшеклассниками.

Чему учить до школы?

? Сын еще до школы научился читать и считать. Сейчас ему на уроках скучно. Насколько хорошо готовить ребенка к школе? Не потеряет ли он интерес к учебе?

– Сейчас в самих школах организуют подготовительные курсы. Их проводят учителя, которые будут в дальнейшем обучать вашего ребенка. Они вам подскажут, в какой степени нужно подготовить ребенка к школе, чтобы он не скучал и успевал усваивать материал. Однако умение ребенка читать и писать – это далеко не все, что нужно. Уже к шести годам необходимо формировать у ребенка настрой на получение знаний, соблюдение школьных правил, дисциплины, знакомство с новыми детьми и взрослыми. А также к тому, что потребуется отстоять свою точку зрения, что требует некоторых усилий и жизнестойкости. Это так называемая психологическая готовность к школьному обучению.

С ребенком не дружат

? Моя дочка учится в пятом классе. Ее одноклассницы не хотят с ней дружить, потому что она полненькая и не соответствует их модельным стандартам красоты. Как помочь ей подружиться со сверстницами?

– Возникает вопрос: как общалась ваша девочка с одноклассницами в начальных классах? Есть ли у девочки другой круг общения, кроме школы? Как там у нее складываются взаимоотношения? Если есть друзья вне школы, взаимные интересы, тогда навязывать дружбу с одноклассницами совершенно не нужно. Может быть, маму пугает полнота девочки? Тогда следует обратиться к таким специалистам, как диетолог, эндокринолог, продолжить работу в этом направлении.

Отучить от мата

? Дома никто не матерится, мы вообще не повышаем голоса и разговариваем цивилизованно. Но на днях девятилетний сын принес матерное слово из школы. Что делать – заставлять мыть язык мылом?

– Любой запрет всегда вызывает интерес. И в будущем ребенок будет стремиться к нарушению запрета. В какой момент сын сказал осуждаемое вами слово? Когда он был чем-то расстроен, зол? Или это вырвалось, чтобы удивить вас? Если слово было сказано как следствие негативных эмоций, возможно, это уже не первый случай употребления мата, происходит это иногда неосознанно. Обратите внимание на то, как вы и члены вашей семьи поступаете, когда что-то не получается или вы злитесь на кого-то. Вполне вероятно, что ваш сын просто скопировал поведение и слово близкого человека. В таком случае стоит задуматься, как себя вести, по крайней мере, в присутствии ребенка. Если же ребенок сказал так, чтобы вас удивить, может быть, он не понимает, что это за слово, и ваша задача просто указать ему лучший способ. Будьте осторожны с критикой.

Как реагировать на дразнилки?

? Моего семилетнего сына одноклассники обзывают китайцем. Он пытается доказать, что он киргиз, обижается. Я ему объяснила, что ничего обидного в этом нет, потому что китайцы – очень умная нация, сейчас в Китай производят все товары, которыми пользуется весь мир. Поэтому он может ответить: «Хорошо, называйте меня китайцем, потому что я очень умный». Но все равно переживаю.

– Маленькому семилетнему мальчику довольно трудно противостоять и доказывать что-то всему классу. Здесь можно и нужно подключить классного руководителя! У детей начальной школы внеурочная деятельность обычно организована. Когда одноклассники обзывают вашего сына? Педагог не мог не заметить этого. Узнайте об этом у вашего классного руководителя, как он ведет себя, если слышит, что ребята обзываются? Если учитель не в курсе, обязательно расскажите ему о том, что вашего ребенка это очень обижает. Можете предложить классный час на тему: кто такие китайцы и кто такие киргизы. Вы, конечно же, поможете в организации, и сообщите важную информацию про киргизов!

Нужно ли вмешиваться в драки?

? Мой 10-летний сын недавно пришел из школы с фингалом. С трудом вытянула из Кирилла, что его ударил одноклассник. Как я поняла, виноваты оба. Кирилл тыкал ему в спину ручкой, тот развернулся и ответил. Как реагировать в такой ситуации?

– Проговорите с ребенком, спросите, что он чувствует в этой ситуации. Переживает ли он по этому поводу, является ли эта ситуация для него проблемной? Мальчики от природы более агрессивны. Иногда для них применение силы – это единственный способ выяснить взаимоотношения. В детстве ребенок может получить такой опыт. Важно, чтобы этот опыт он не перенес во взрослую жизнь. Очень многое зависит от позиции и личного примера значимого взрослого – папы или, если папы нет, то дяди, дедушки, старшего брата.

? Сына-первоклассника обижает одноклассник. Очень сильно бьет по ушам, по коленкам. Я учила говорить его грозным голосом, что так не надо делать, уворачиваться, давать сдачи, в конце концов. Однажды при мне Ваня схватил Илью обеими руками и стал кричать рядом стоящему мальчику, чтобы тот его бил. Я не хотела вмешиваться, но меня вывело из себя, что Ваня провоцировал других напасть на безоружного! Я подошла и грозно сказала, что, если он еще раз обидит моего сына, оторву ему уши. А теперь думаю: нужно ли было вмешиваться? Или сын сам должен научиться давать отпор?

– Как часто мы хотим услышать, правильно я сделал то или иное. А советов на все случаи жизни просто нет, есть конкретная ситуация. Поговорите со своим ребенком, выясните, что он думает по этому поводу? Важно сказать и о том, что вы вмешались, а теперь думаете, что зря, ведь он, наверное, и сам бы мог постоять за себя. Ваше внимание к сыну и разговор о случившемся поможет вам посмотреть на ситуацию и на поступок с его стороны. «Что с ним происходит?», «Что он сейчас чувствует?» – это вопросы, которые на все долгие годы нашего совместного пребывания с ребенком должны звучать в нас. Не «что с ним делать?» Делать что-то мы будем потом, поняв, что с ним происходит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру