Дальнобойщики протестуют против введения тарифных сборов за проезд по федеральным трассам, волгоградцы - против дальнобойщиков

В России прошли протестные акции против решения правительства о взимании платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам. В Волгограде несколько десятков водителей фур пикетировали офис федеральной системы взимания сборов «Платон» с требованием отмены платежей.

Расплата за тонны

Водители грузовиков открыто выражают свой протест против введения автоматической системы взимания сборов «Платон» (сокращение от "плата за тонны"), которая заработала по всей России с 15 ноября. Согласно закону, с этой даты проезд большегрузных автомобилей свыше 12 тонн по федеральным трассам становится платным. Нынешний тариф для грузовиков составляет пока 1,53 рубля за километр пути, но с 1 марта 2016 года и до конца 2018 года он будет повышен до 3,06 рубля. Все собранные средства планируется направлять в Дорожный фонд и расходовать на ремонт федеральных трасс.

О новом порядке взимания сборов было известно заранее, но не все участники рынка грузоперевозок сумели подготовиться к работе в новых условиях. В качестве обоснованности взимания платы авторы закона говорят о том, что большегрузные автомобили наносят вред дорогам во много раз больше, чем другие автотранспортные средства, вместе взятые.

Дальнобойщики, прежде всего владельцы личных авто, не согласны с новациями Минтранса и предупреждают о том, что удорожание автоперевозок приведет к банкротству собственников большегрузов. Грузоперевозчики требуют моратория на введение платы с большегрузов минимум на три года и тщательного тестирования системы «Платон» в течение хотя бы одного года. По результатам первых дней работы "Платона" выявлены серьезные проблемы в работе системы. Зафиксированы случаи, когда «Платон» списывал некорректные суммы с расчетного счета компаний, а зачетный километраж начисляется до двух и более раз больше, чем фактический. Кроме того, компании жалуются на нехватку специальных бортовых устройств для всех машин.

В свою очередь, системный оператор "Платона" – компания "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС) – информирует, что сбои, которые наблюдались в работе системы, связаны с внешней атакой на сервисы, но в настоящий момент все работает в штатном режиме. Как сообщает сайт компании, на сегодняшний день в системе "Платон" зарегистрировано около 540 тыс. транспортных средств.

Принимая во внимание сложности начального периода работы системы «Платон», Минтарнс подготовил проект постановления, согласно которому водителей большегрузов временно освободят от штрафов за нарушения по внесению платы за проезд по дорогам федерального значения до вступления в силу поправок в кодекс об административных правонарушениях.

Также в министерстве предложили в будущем снизить размеры штрафов для собственников грузовиков за подобные нарушения. Сегодня, согласно закону, штраф за неоплаченный проезд для юридических лиц составляет 450 тыс. рублей за первое нарушение и 1 млн рублей за повторное. Отметим, что крупные игроки на рынке грузоперевозок пока воздерживаются от акций протеста и пытаются перестроить работу в соответствии с новыми правилами.

«Улитка» собирается в путь

19 и 20 ноября волгоградские дальнобойщики приняли участие в общероссийской акции протеста «Улитка». Несколько десятков водителей большегрузов в течение часа на минимальной скорости двигались по Третьей продольной магистрали от Дзержинского района до Ворошиловского с включенными аварийными сигналами по правому ряду, создавая помехи движению транспорта. Из-за акции многие волгоградцы попали в пробки и не смогли вовремя прийти на работу. Раздраженные дорожными коллизиями волгоградцы откровенно высказались за запрет движения большегрузных фур по городским автодорогам.

Опрошенные «МК в Волгограде» отраслевые эксперты также считают, что пришло время правильно перераспределить транспортные потоки в черте города и отправлять большегрузы в объезд областного центра.

– Многотонные большегрузы в городе – это всегда большая проблема, – отмечает председатель областного профсоюзного комитета работников автотранспорта и дорожного хозяйства Константин Ермощенко. – Жителей города справедливо раздражает излишний шум от фур, загазованность улиц. Многотонные махины наносят непоправимый ущерб дорожному полотну: после проезда грузовиков асфальт кусками сходит с городских улиц, оставляя огромные проплешины, затрудняющие движение легкового и общественного городского транспорта и в целом портящие облик областного центра.

На следующий день возле офиса системы взимания платы «Платон» в Тракторозаводском районе прошел санкционированный мэрией пикет водителей многотоннажных автомобилей. Собравшиеся возле офиса РТИТС принесли с собой плакаты: «Нет Платону!», «Платон – новая МММ», «Люди важнее прибыли», «Мы за отмену грабительских пошлин!» – и вызывали на разговор сотрудников компании. Представители РТИТС, на которых возложены обязанности по эксплуатации системы «Платон», на встречу с протестующими не вышли, сказавшись больными.

Ранее частные грузоперевозчики уже встречались с представителями областной администрации, которой высказали свою позицию, а также составили текст обращения в Правительство РФ Президенту о приостановке действия «Платона». Для централизации и координации усилий по защите своих прав водители большегрузов также приняли решение о создании профсоюза дальнобойщиков, кстати, первого в стране.

Две стороны тарифа

По мнению дальнобойщиков, увеличение себестоимости рейсов большегрузов приведет к банкротству мелких компаний – тех, кто имеет в собственности одну или несколько машин. Кроме того, дальнобойщики предупреждают, что повышение стоимости грузоперевозок также напрямую повлияет на цену товаров.

По мнению руководителя Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, в результате тройного налогообложения на перевозки пострадают не только дальнобойщики, но и все потребители.

– По факту система по взиманию денег «Платон» стала «затроенным» налогом – вместе с транспортным налогом и акцизами на топливо, – отмечает эксперт. – В случае если не удовлетворить требования дальнобойщиков об отмене тарифного сбора, это неизбежно повлечет за собой удорожание товаров. Учитывая, что цены в России в текущем году выросли почти на 12%, а реальная зарплата граждан упала на 9%, это крайне негативно скажется на покупательной способности населения.

Глава Сбербанка Герман Греф также высказал уверенность в том, что ввод системы «Платон» – ошибка, которая дополнительно разгонит инфляцию в стране.

– То, как это сделано, – просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении, – заявил Греф на заседании общественной организации «ОПОРА РОССИИ». – Мы видим сегодня серьезное влияние и вообще на логистику в стране, и на настроение. И в конечном итоге мы увидим это в ассортименте наших товаров, особенно накануне Нового года, и в ценах. Уже сегодня, не знаю, насколько можно доверять, говорят о вкладе в инфляцию в следующем году примерно в полтора процентных пункта.

Ряд экспертов, напротив, уверен, что консолидированный рынок перевозок с доминированием крупных и средних транспортных компаний более адекватен сложившейся в России системе грузоперевозок и в итоге повысит прозрачность и законность этой отрасли.

Специалисты отраслевого рынка говорят, что, вопреки сложившемуся мнению, переложить свои убытки на заказчика грузоперевозчикам будет совсем непросто. Подавляющее число транспортно-логистических фирм, предоставляющих услуги по грузоперевозкам, имеют долгосрочные контракты с фиксированными ценами. Поэтому в одностороннем порядке повысить цены на перевозки перевозчики не смогут, даже если захотят.

Представители ритейла, с которыми «МК в Волгограде» удалось поговорить, также отмечают, что операционные затраты на грузоперевозки, распределенные на весь ассортимент, составят копейки, «дороже ценники переделывать», а традиционное новогоднее повышение цен – это «самосбывающийся прогноз». Т. е. цены будут расти вместе с инфляцией, и любой «эксперт» с легкостью может привязать этот рост к тарифам «Платона» или военным действиям в Сирии.

Как подорожают абхазские мандарины с введением системы «Платон»?

Скоро Новый год, и фуры с мандаринами уже готовятся к марш-броску по всем российским направлениям.

Маршрут Адлер – Волгоград. Расстояние примерно 1100 км.

1100 х 1,53 = 1530 руб. – столько дополнительно обойдется доставка 20 тонн (стандартный вес автофуры) мандаринов до Волгограда.

Если перевести в килограммы (1530 : 20 000 = 0,08 руб.), то один килограмм мандаринов из-за тарифных сборов подорожает в среднем на 8 копеек.

Справка «МК в Волгограде"

Что представляет собой система «Платон»

Для того чтобы выполнить рейс, грузоперевозчики должны зарегистрировать все автомобили тоннажем более 12 тыс. на сайте «Платона» и перед выездом пополнить расчетный счет в личном кабинете. После этого перевозчик должен либо оформить маршрутную карту движения автомобиля, либо воспользоваться специальным бортовым устройством, предназначенным для фиксации через спутник движения автомобиля по федеральным трассам. Для контроля за перемещениями грузовиков и взимания платы будут установлены специальные рамки (всего 481 по всей стране до середины 2017 года). Также на трассах будут работать более 100 специальных автомобилей мобильного контроля.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 25 ноября 2015

Заголовок в газете: "Платон" - не друг

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру