За что не стоит платить в поликлинике и куда жаловаться, если с вас незаконно берут деньги

Обращаясь за медицинской помощью, многие забывают или попросту не знают, что часть услуг, которые предлагают оплатить, должна оказываться бесплатно по полису обязательного медицинского страхования. Корреспондент «МК в Волгограде» решила выяснить, всегда ли правомерны действия медицинских работников, желающих оказать тот или иной вид помощи за деньги.

Согласие – обязательно

В один из праздничных дней мне пришлось обратиться в крупный стационар Волгограда. Пожаловавшись на высокую температуру после хирургической процедуры, я услышала от врача слова о том, что прием будет платным. Правда, его довод в пользу внесения денег в кассу прозвучал не совсем убедительно. У меня не оказалось направления из поликлиники, зато с собой были все необходимые в таком случае документы: полис, страховое свидетельство СНИЛС, известное в народе как зеленая карточка, и паспорт.

– Некоторые медицинские услуги могут законно оказываться как бесплатно, так и за деньги, но при вашем обязательном согласии, – рассказали нам сотрудники одной из страховых компаний Волгограда. – Предлагая пациенту заключить договор на платные услуги, медицинская организация, работающая в системе ОМС, обязана разъяснить ему, где и на каких общих условиях он может получить подобную услугу бесплатно. И уже сам гражданин решает, заключать платный договор или нет.

Как поясняют страховщики, если пациент подписывает договор на оказание платных услуг, он тем самым дает согласие на оказание услуг за счет своих личных средств. В этом случае претензии на возврат затраченных денег не будут иметь никаких оснований.

Зная, что в неотложных случаях прием в стационаре не должен оплачиваться, я пригрозила пожаловаться на бесправное вымогание денег. Без всяких лишних слов медсестра тут же оформила мои документы, ни о какой оплате речь со мной больше не заводили.

Если нарушают права

Между тем именно случаи, когда пациентов просят оплатить медицинскую помощь, оказанную по программам ОМС, и низкое качество ее оказания составляют основную массу жалоб пациентов. При выявлении нарушений застрахованным лицом оформляется заявление, а затем проводится экспертиза. В случае если выявляются факты неправомерного взимания денежных средств, решается вопрос о возврате медицинской организацией затраченных застрахованным денег в досудебном порядке.

– Если вы считаете, что вам неправомерно отказали в предоставлении медицинской помощи, обратитесь с заявлением в свою страховую организацию. Ее телефон и адрес всегда указаны в полисе, – советуют страховщики.

Специалисты рассмотрят обращение и проведут экспертизу медицинской помощи в целях защиты ваших прав. В случае выявления нарушений страховая компания применит к медицинской организации меры в соответствии с действующим законодательством.

– В случае когда права граждан лечебными учреждениями, обязанными оказать услугу бесплатно, нарушаются, заинтересованные лица вправе обратиться в ТФОМС или комитет здравоохранения Волгоградской области с приложением необходимых документов (квитанций об оплате, договоров и т. п.), – пояснили в прокуратуре Волгоградской области. Должностные лица обязаны будут провести проверку по всем фактам нарушений прав пациентов в конкретном лечебном учреждении.

Как советуют в прокуратуре, если уполномоченные органы бездействуют, а с граждан врачи продолжают вымогать деньги, следует незамедлительно обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

За что не стоит платить

Согласно закону при всех заболеваниях и состояниях бесплатно оказывается экстренная, неотложная и плановая медицинская помощь.

Исключение составляют заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекции и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ.

Следует также помнить, что в поликлинике бесплатно предоставляются все медицинские услуги – от приема терапевта и узких специалистов до лабораторных исследований, УЗИ, флюорографии и маммографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, массажа и лечебной физкультуры. Бесплатны и расходные материалы. При амбулаторной помощи лекарственное обеспечение оплачивается пациентом. Кроме случаев, когда пациент имеет льготы на лекарственное обеспечение, установленные законодательством, или ему требуется оказание неотложной помощи. В данных случаях лекарствами пациентов обеспечат бесплатно.

Тем, кто проходит лечение в стационаре, бесплатно производят лабораторные исследования, оперативные вмешательства и обезболивание всех видов (в том числе ЭКО), обеспечиваются расходные материалы. Лекарственные средства предоставляются пациентам бесплатно в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных препаратов в рамках территориальной программы ОМС. Кстати, высокотехнологичная медицинская помощь также покрывается полисом.

 

ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК «МК в Волгограде»

– Бесплатный телефон горячей линии Минздрава РФ по вопросам оказания бесплатной медицинской помощи 8-800-200-03-89

– Горячая линия по лекарственному обеспечению: (8442) 24-88-35 (круглосуточно), (8442) 24-88-38 (круглосуточно)

– Горячая линия по вопросам обезболивания (8442) 36-27-77 (круглосуточно)

– Горячая линия по вопросам организации медпомощи: (8442) 24-73-13 с 8.00 до 17.00 в будние дни;

(8442) 36-27-77, (8442) 37-72-20 с 17.00 до 8.00 в будние, выходные и праздничные дни;

– Телефон горячей линии в ТФОМС – 53-27-21.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 18 ноября 2015

Заголовок в газете: Бесплатно - не значит дорого

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру