Волгоградская область откажется от «уравниловки» при распределении соцпомощи

Ныне действующая на территории Волгоградской области система социальной помощи неэффективная и нуждается в кардинальном реформировании – к такому выводы пришли в региональной КСП после тщательного аудита системы. Схема оказания соцподдержки должна быть скорректирована в сторону адресности и перераспределения средств – это позволит избежать никому не нужной «уравниловки» и распыления средств.

Волгоградская область откажется от «уравниловки» при распределении соцпомощи

Тему реформирования системы социальной помощи обсудили накануне в ходе заседания Совета Волгоградской областной думы – в круглом столе приняли участие общественники, представители ветеранских организаций, сенатор Совфеда Елена Попова и члены обладминистрации.

Задачу усовершенствовать законодательство, касающиеся совершенствования мер социальной поддержки граждан, перед кабмином РФ ставил еще в начале 2015 года президент Владимир Путин. В регионах эта инициатива нашла поддержку: губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров заявил о необходимости повысить качество соцподдержки за счет перехода на строгую адресность при распределении льгот.

– Социальная поддержка должна оказываться тем, кому она действительно необходима, – отметил Бочаров. – Все социальные учреждения Волгоградской области должны быть доступными для людей с ограниченными возможностями, а качество поддержки нуждающихся – перейти на новый уровень.

Проверка КСП положения дел в социальном секторе еще раз подтвердила, что действующая система мер назначения соцпомощи нуждается в реформировании. Сегодняшняя система устарела: в регионе назначается огромное число пособий по принципу «размазывания». Так, ряд выплат имеют размер от 1 до 4 рублей (!) в день, зато получателями являются сотни тысяч волгоградцев и жителей области. В пересмотре нуждается и нормативная правовая база «социалке»: например, чтобы получить звание «Ветеран труда Волгоградской области», нужно подать всего три документа, и не проживать при этом на территории региона. В результате такого излишне лояльного механизма получения помощи, на звание ветерана труда ежемесячно претендуют по 15 тысяч человек.

– Общая величина социальных расходов в областном бюджете превышает размер собственных доходов — 58 млрд против 54, – отметил глава КСП Игорь Дьяченко. – При весьма ощутимой нагрузке на областной бюджет говорить об эффективности действующей в регионе системы социальной помощи не приходится Сегодня крайне важно уйти от «уравниловки» и «распыления» средств, направляемых на социальную поддержку, и защитить тех, кто не может себя защитить сам.

О том, что система оказания мер соцподдержки должна быть перекроена по принципу адресности и нуждаемости говорят и общественники.

– В основе любой помощи должны лежать два принципа: адресность и эффективность, – считает председатель общественного совета при региональном комитете соцзащиты, руководитель Волгоградского областного благотворительного фонда Денис Землянский. – Речь идет ни в коем случае не об урезании или сокращении мер поддержки, а о реструктуризации и перераспределении средств, заложенных на «социалку». Взять то же пособие по уходу за ребенком: в некоторых случаях оно составляет 50 рублей в месяц. Разумеется, эти деньги не сыграют никакой роли в улучшении жизни семьи с ребенком. Если ранжировать семьи по совокупному доходу, то выяснится, что многим не требуется социальная помощь вовсе, кому-то требуется, но не критично, а кому-то эта помощь жизненно необходима.

Важно, отмечает общественник, что высвобожденные в процессе реформирования системы деньги останутся здесь же, в «социалке».

– На эти деньги можно запустить различные социальные программы, строить социальную инфраструктуру: реабилитационные центры, площадки для детей с ограниченными возможностями. Реформирование системы должно сопровождаться грамотным информационным сопровождением, чтобы никто из волгоградцев не думал, что у получателей соцпомощи отбирают деньги и лишают льгот.

По итогам круглого стола в областной думе их числа депутатов, представителей администрации и общественников создана группа по разработке проекта Социального кодекса Волгоградской области.

– Это будет свод норм и правил, территориальных законодательных актов в системе соцподдержки, – объясняет Уполномоченный по правам ребенка в области Нина Болдырева. – Его основа - точечность или адресность в предоставлении социальных услуг. В ряде стран, например, прежде чем оказать материальную помощь той или иной категории, а иногда даже отдельной семье, проводится целое социальное расследование на предмет того, чем располагает семья, и насколько данная мера поддержки вообще необходима. Нормы должны быть приведены в единообразие, чтобы они были понятны субъектам соцпомощи – жителям региона, нуждающимся в поддержке. Механизмы оказания соцподдержки должны быть максимально прозрачными и доступными. При разработке социального кодекса не нужно стесняться обращаться к опыту других регионов РФ – Липецкой и Ленинградской областях, в этих субъектах кодексы уже доказали свою эффективность.

Справка «МК в Волгограде»:

В Волгоградской области проживают около 2 миллионов получателей мер социальной поддержки. 57 из 94 предоставляемых мер поддержки осуществляется за счет областного бюджета. Общая потребность в ассигнованиях на эти цели составляет 12,7 миллиарда рублей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: Помощь по адресу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру