В Россию с 2016 года могут вернуться продовольственные карточки

Малоимущие жители Волгоградской области с 2016 года, возможно, будут получать продуктовые карты на продовольствие и комплексные бесплатные обеды – в Минпромторге прорабатывается соответствующая программа. Прибавка к основному заработку «на продукты» может составить несколько тысяч рублей. Могут ли продкарты помочь нуждающимся? Или есть смысл дать людям, что называется, в руки удочку, а не пойманную рыбу?

В Россию с 2016 года могут вернуться продовольственные карточки

Предполагается, что продовольственные карты будут введены в эксплуатацию в 2016 году, а услуга «комплексный обед по продкарте» будет доступна только в 2018-м. Финансировать программу будет госбюджет, а определять круг получателей продовольственной карты будут регионы.

Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов разъяснил смысл новой программы помощи малоимущим «Российской газете»:

– Мы хотим дать возможность социально приоритетным категориям граждан улучшить питание. Их основная проблема — не голод, а недостаток в рационе свежих и полезных продуктов, – сказал чиновник.

Продукты по карте можно будет приобретать в любом количестве в любом продуктовом магазине или даже на рынке. Главное требование – торговцы «социалкой» должны быть подключены к центральной процессинговой системе и размещать на видном месте информацию об участии в программе.

В ведомстве подсчитали экономический эффект от инициативы: более 2 рублей дополнительного роста ВВП на каждый вложенный рубль.

Большинство населения России помнит начало 90-х, когда в стране действовала талонная система на получение продуктов питания. В 1991-1992 годах инфляцию ощутили не какие-нибудь абстрактные биржи и фондовые рынки, а реальные люди: полки тогда еще гастрономов опустели. В продаже не было самого необходимого: сахара, круп, растительного масла, не говоря уже о мясе и молоке. Тогда российское правительство, возглавляемое на тот момент Борис Ельциным, а чуть позднее – Егором Гайдаром, разродилось идеей введения продкарт. Система была следующей: по месту прописки в ЖЭКе (для студентов – при общежитии вуза) нужно было получить талон. С этим талоном приходишь в магазин (гастроном или промтовары), предъявлял его, затем платил деньги и только тогда получал на руки товар. Шанс купить товар без талона стремился к нулю, даже если у тебя сыпались из карманов деньги (да, были в 90-е и такие), так как продукты со склада привозили с учетом количества выданных талонов. Ни больше, ни меньше. Впоследствии талоны были введены даже на такие вещи, как стиральный порошок или женские чулки. Целью введения талонов было обеспечить россиян хоть минимумом необходимых товаров. Разумеется, в результате карточной системы искусственно снизился спрос на товары, удалось немного усмирить инфляцию. Но с тех пор продкарты ассоциируются с тяжелыми, кризисными временами, когда государство не способно отрегулировать основные социально-экономические показатели.

– Сегодня идея с введением продкарт вполне себе жизнеспособна и актуальна, – считает член Экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите Комитета Госдумы по финансовому рынку, юрист Антон Соничев. – И не только в России. Например, в США аналогичная программа food stamps хорошо себя показала в кризисные 2008-2009 года. Сегодня ее критикуют в криминализации (многие специально занижают свои официальные доходы, чтобы получить карту). В нашей стране сегодня есть положительный опыт использования продкарт: в Кировской области с 2013 года успешно работает проект "Продуктовая карта" для многодетных семей и к концу 2014 года было выдано более 3200 карт.

Эксперт подчеркивает: продкарты – мера экстренная, а не панацея.

– Здоровая экономика – это когда работающий человек способен себя обеспечивать самостоятельно, – говорит Соничев. – Что для этого нужно? Нужно работать по ключевым направлениям: повышать МРОТ, бороться с безработицей, контролировать цены на продовольствие. Как говорится, если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбку, а удочку.

Кстати, проект введения продкарт недешево обойдется госбюджету. Речь идет о цифре в 15-30 млрд рублей. Так, в 2008-2009 годах уже было предложение о вводе продовольственные сертификаты в России, и тогда авторами инициативы озвучивалось, что реализация этой идеи может обойтись примерно в 10 миллиардов рублей в год. С учетом инфляции сегодня эта цифра в 2-3 раза больше. Но эти деньги можно «отбить» достаточно быстро в том случае, если использовать инициативу с продкартами как шанс для поддержки местного производителя: установить, что потратить средства с карточки можно исключительно на продукцию местного производства. Тем самым будет оказана поддержка местным производителям и сельскому хозяйству, как следствие – всей российской экономике.

Но как ни крути, введение продкарточек – это симптом серьезных экономических проблем. В России с ее богатыми природными ресурсами и технологическим потенциалом вводить продкарты по меньше мере означает признать несостоятельность социально-экономической политики двух последний десятилетий. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 9 сентября 2015

Заголовок в газете: Норма жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру