Общественники настаивают на введении профстандарта для таксистов

Введение профстандарта для таксистов как единственный способ покончить с беспределом в сфере частного пассажирского извоза – члены Общественной палаты РФ предлагают правительству разработать свод требований, предъявляемых к перевозчикам. 

 Общественники настаивают на введении профстандарта для таксистов

 Инициативная группа общественников во главе с Дмитрием Галочкиным предложили кабмину разработать профессиональный стандарт для таксистов. В документе будет четко прописаны квалификационные требования для таксистов, их права, обязанности и ответственность. Так, предлагается не пускать в таксисты людей, имеющих более одной судимости по тяжким статьям уголовного кодекса. По мнению общественников, это позволит обезопасить пассажиров от рецидивистов. К разработке профстандарта предлагают подключить и самих отраслевиков-автотранспортников.

То, что навести порядок в сфере частного пассажирского извоза нужно было еще вчера, соглашаются и в Госдуме. По статистике Роструда на начало июля 2015 года, профессия таксиста замкнула тройку самых востребованных (после строителей и медработников). По данным комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, на территории региона зарегистрировано 5 тысяч таксистов. Из них только треть исправно платит налоги. По неофициальном данным, общее число волгограцев, занимающихся частным извозом, может составлять 10 тысяч человек. 

Сегодня деятельность таксистов практически ничем не регулируется, требования к «извозчику» самые минимальные: своя машина да более-менее приличный внешний вид. Последнее, как показывает практика, уже тоже становится чем-то вроде пожелания к соискателю. Именно легкий вход в профессиональную среду привлекает все новых участников этой сферы пассажирских перевозок. На выходе имеем то, что никто не может гарантировать вашей безопасности при поездке с таким водителем. То, что вы пользуетесь услугами специализированной диспетчерской службы такси, а не ловите машину, что называется, «от борта» - тоже довольно сомнительное преимущество. Сегодня все больше диспетчерских работают удаленно, бывает, что принимают заказы, находясь в другом регионе, и знать не знают «своих» водителей в лицо.

— Таксисты — отдельная профессиональная категория водителей. И к ним должны быть более жесткие требования для входа в профессию, более качественная проверка, - прокомментировал газете «Известия» общественник Дмитрий Галочкин. - Нельзя допускать к пассажирам тех, кто неоднократно привлекался по статьям Уголовного кодекса, связанными с причинением тяжелого вреда здоровью. Я сталкивался таким явлением, как лжетакси, когда под видом перевозчиков работают целые преступные группировки мигрантов из ближнего зарубежья.

Однако мало учитывать только юридический статус потенциального таксиста, считает председатель правления «Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда» Юрий Белоусов.

- Самое важное, чтобы водители проходили комплексное медицинское обследование, - считает эксперт. – И не просто проверяли зрение и давление, а проходили тесты у невропатолога, психиатра, нарколога. О введении профстандарта для таксистов говорят уже который год, но воз и ныне там. Пару лет назад «наверху» активно обсуждали введение понятия «профессиональный водитель»: это когда человек, избравший своей работой извоз людей, неважно, таксист ли или персональный водитель, должен получить лицензию на осуществление такой деятельности. То есть не просто получить определенную водительскую категорию в автошколе, а пройти профессиональное обучение, в том числе, отработать навыки общения с людьми. За рулем таксисты проводят по 8-12 часов, тут просто необходимо обладать элементарной психологической подготовкой.

По словам Белоусова, введение только лишь профстандарта – это мера исключительно косметическая, на деле же требуется жесткое регулирование деятельности пассажирских перевозчиков. «Нужна законодательная база для таксистов и диспетчерских служб, закрепить ее в профстандарте невозможно юридически», считает общественник.

Новость о возможном введении профстандарта волгоградские таксисты встретили с недоумением. Отметили, что если будет серьезный отсев при приеме на работу, то зарплата при таких строгих требованиях, у прошедших отбор кандидатов должна быть выше, чем сейчас. Это в конечном счете отразится на цене поездок, что не понравится самим клиентам. При этом таксисты справедливо заметили, что и некоторым клиентам неплохо бы пройти психиатра.

- Я пришел в такси, чтобы «отбить» кредит за взятую иномарку, на которой и вожу клиентов, - рассказывает Егор Реутов, сотрудник одного из популярных волгоградских служб такси. – Уже мечтаю о том, как расплачусь по счетам и забуду об этом своем опыте извозчика. Клиенты ведут себя порой так, что хочется им еще и заплатить, чтобы они вышли из салона. Одна дамочка потребовала остановить у запрещающего знака, я спросил, оплатит ли она мне в этом случае полагающийся штраф. В ответ девушка назвала меня быдлом и…плюнула на сиденье! Пытаются закуривать в машине, иногда грубят. На все замечания один ответ: «я заплатил деньги». А что заплатил деньги? Я с них получу лишь малую часть, остальное отдам в службу заказа да на бензин потрачусь. Мелкий ремонт ходовой делаю тоже за свой счет – такие уж у нас дороги, что даже без превышения скорости машина бьется и сыпется.

Таксисты признаются, что самим им бывает страшно ехать на заказ. В начале января Волгоград потряс случай жесткой расправы над таксистом. На Рождество двое 16-летних студентов городского ПТУ вызвали машину, к ним приехал водитель – 74-летний пенсионер. По пути парни решили завладеть автомобилем, а таксиста – убить. Пенсионеру нанесли несколько ножевых ранений, после чего вышвырнули из салона умирать на улице. В апреле в Урюпинске двое парней зарезали таксиста, не желая платить за проезд. Тело несчастного они бросили в реку. 

Введение профстандарта – дело нужное, и во много это будет способствовать наведению порядка в сфере частных пассажирских перевозок. Однако принимая во внимание печальную статистку «разборок» клиентов с таксистами думается, что дело в общей низкой культуре правосознания и социализации. И вопрос этот куда серьезней регулирования рынка такси. 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 19 августа 2015

Заголовок в газете: Извоз и ныне там

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру