Так, уголовный кодекс предлагают прирастить новой статьей: «Неправомерное уменьшение размера оплаты труда». Законопроект предусматривает наказания для директоров предприятий за выплаты сотрудникам «серой зарплаты»: штраф 500 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет. Такие радикальные меры связаны с тем, что доля «серых» зарплат, по некоторым данным сегодня достигает почти 50%. Почти половина сектора экономики находится «в тени» и выходить оттуда не спешит, что крайне негативно сказывается на наполняемости бюджетов всех уровней.
Явление «зарплаты в конверте» сегодня – норма жизни. Депутаты-разработчики законопроекта справедливо замечают, что это явление уже перестает восприниматься негативно, есть те, кто принципиально выбирает «серую» зарплату – «пусть нет пенсионных отчислений, это лучше, чем быть вовсе безработным».
Проект закона предлагает квалифицировать выплату зарплат «в конверте» как «умышленное занижение размера заработной платы путем невключения любых начислений работникам в денежной или натуральной формах». В проекте новой статьи также есть примечание, согласно которому уголовная ответственность грозит директору лишь в том случае, если организация в течение года уже привлекалась к ответственности за аналогичное деяние.
Инициатива депутатов расколола экспертное сообщество надвое: есть как сторонники, так и противники столь радикальных мер по борьбе с теневым сектором экономики. Первые считают, что масштаб ухода от налогов приобретает в стране угрожающие масштабы, при том, как в России одна из самых лояльных систем налогообложения.
– Как вообще может существовать государство, 50% экономики которой не подлежит регулированию? – размышляет доцент кафедры налогообложения и аудита Волгоградского филиала РАНХиГС Алексей Табаков. – Меры по борьбе с инфляцией неэффективны потому, что половина экономики «в тени», это беспрецедентные масштабы и огромная угроза для государства. Система налогообложения в стране либеральная, один из самых низких подоходных налогов. Всецело выступаю за принятие закона о штрафах или даже «посадках» руководителей фирм, которые расплачиваются с сотрудниками в «конвертах». Достаточно посадить 3-5 таких руководителей, чтобы стимулировать остальных к игре по правилам.
Эксперт отмечает, что самое опасное в этой ситуации, это то, что больше все предприятий, выбирающих «серую» схему работы – из числа сегмента малого бизнеса.
– Выходит, все гос.программы развития малого бизнеса, все попытки стимулировать его – это сизифов труд. Тут также стоит отметить, что именно налоговая нагрузка на малый бизнес не критичная, больше трудностей вызывает отчисления в фонд социального страхования. Но это та самая социальная нагрузка, от которой малый бизнес спешит избавиться. Бизнес в России по-прежнему не выполняет своих социальных функций, от этого страдает социальная система государства, с натяжкой идет выполнение профильных программ. Единственный выход из сложившейся ситуации – это мотивирование малого бизнеса к обязательным отчислениям, инструментом такого мотивирования как раз и могут выступить солидные штрафы.
– Определенные вопросы вызывает принцип администрирования нового закона, если он будет принят, – говорит доктор экономических наук, завкафедрой теории финансов, кредита и налогообложения ВолГУ Наталья Горшкова. – Малый бизнес наиболее уязвим для различного рода контрмер. Есть риск, что столь резкие меры по борьбе с «серыми» зарплатами приведут к повальному закрытию ИП и малых фирм, так как обязательные отчисления будут «съедать» львиную долю прибыли компании, не столь уж солидную, как у крупных корпораций, особенно на первых порах.
Малый бизнес зачастую предпочитает «тень» не от хорошей жизни, а потому что просто не потянет всех видов обязательных платежей, считает Горшкова.
Вспомним, что случилось, когда для ИП увеличили страховые взносы в Пенсионный фонд. Тогда эту губительную меры преподносили как благо для сотрудников мелких предприятий, якобы в этом случае соц.гарантии им будут обеспечены, – отмечает ученый. – Случилось же то, что сотни ИП просто ликвидировались, это только на территории нашей области. Это куда больше ударит по бюджету, чем низкая собираемость НДФЛ.
Эксперт видит решением проблемы введения дифференцированной ставки к расчету обязательных платежей.
– Одно время такой гибкий расчет применялся. Чем выше был фонд заработной платы на предприятии, тем ниже была ставка взноса в Пенсионный фонд, таким образом, работодателя стимулировали платить работникам достойную заработную плату. Однако от этой меры вскоре отказались, и доказать свою эффективность она так и не успела.
Отметим, в Волгоградской области явление «серой» зарплаты наиболее распространено в таких отраслях как торговля (43 % от общего количества работодателей, начисляющих зарплату ниже регионального МРОТ, приходится именно на эту сферу), обрабатывающие производства (соответственно 10 %), сельское хозяйство (7 %), транспорт (6 %) и т.д.
Борьба с теневым сектором экономики – одно из приоритетных направлений работы обладминистрации и профильных комитетов. Первые итоги этой работы уже есть: с начала года 3590 трудовых договоров выведено «из тени», то есть легализовано, повышена зарплата до регионального МРОТ или среднеотраслевого значения более тысяче человек. Наиболее активно начата эта работа в Быковском, Ленинском, Котельниковском муниципальных районах.