Дави на газ
Как сообщает ГУ МВД по Челябинской области, задержание Герасименко напрямую связано с уголовным делом, возбужденным в отношении него еще в 2014 году по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В то время, а именно в период с ноября 2013 года по май 2014-го, Герасименко в должности директора Златоустовского электрометаллургического завода (ЗЭМЗ), используя свое служебное положение, обманным путем присвоил доходы двух своих контрагентов, с которыми у завода были заключены договорные отношения о поставке и транспортировке природного газа.
По версии следствия, в указанный период структурное подразделение завода «ЗМЗ-энерго» не оплачивало поставщику стоимость поставленного газа, хотя, по данным правоохранителей, деньги от самого завода и населения поступали на расчетный счет предприятия регулярно. Сумма ущерба от таких действий, по данным ГУ МВД, оценивается в сумму не менее 280 миллионов рублей.
Отметим, что в настоящее время ЗЭМЗ проходит процедуру банкротства и находится под управлением менеджмента ВМК «Красный Октябрь» – самого крупного кредитора златоустовского завода. В декабре 2014 года между предприятиями, входящими в одну корпорацию – ОАО НПК «Уралвагонзавод», была произведена примечательная управленческая рокировка: Герасименко сложил с себя полномочия гендиректора «Красного Октября» и отправился в Златоуст, а на его место был делегирован исполнительный директор ЗЭМЗ Валерий Явецкий.
На линии огня
Герасименко в Волгограде личность известная и даже легендарная. С его именем связан целый ряд скандалов, в том числе с многомиллиардными долгами по социальным выплатам, и акциями протеста работников «Красного Октября», которые коллективно обращались и к Президенту России с просьбой остановить развал промышленного гиганта.
Проблемы у Герасименко, возглавлявшего ранее коммерческую фирму «Диег-Импекс», начались практически сразу после того, как он пришел на завод в октябре 2011 года. Спустя несколько месяцев представители трудового коллектива «Красного Октября» написали заместителю председателя Правительства РФ, председателю военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрию Рогозину петицию, в которой возложили на Герасименко и его первого заместителя Вадима Лейбензона ответственность за срыв заводом гособоронзаказа и попросили Рогозина остановить «развал родного завода».
Подписавшие петицию сотрудники предприятия указывали, что с приходом Герасименко начались массовые сокращения – называлась цифра 1000 работников, а также замещение ключевых сотрудников менеджмента предприятия украинскими специалистами (родословная Герасименко имеет украинские корни), не имеющими, по словам подписантов, российского гражданства, но получившими допуск к информации с повышенным уровнем секретности. Кроме того, представители трудового коллектива в своем обращении пеняли Герасименко за демонтаж оборудования цехов, в том числе отремонтированного литейного цеха.
В свою очередь Герасименко хладнокровно отмел все обвинения в свой адрес, заявив, что это «заказ» и происки конкурентов, а среди подписантов есть люди, которые ранее были уличены в воровстве на предприятии и на заводе уже больше не работают.
Скандал удалось замять, Герасименко остался у руля «Красного Октября», но его линия управления производственным коллективом всегда напоминала линию фронта. За три года акции протеста на заводе с различными требованиями возникали с завидной регулярностью. От Герасименко требовали повышения заработной платы, обвиняли в нарушении экологии района, неуважительном отношении к персоналу завода и прочих прегрешениях.
Впрочем, Герасименко и сам был не прочь подбросить дровишек в огонь, периодически демонстрируя свой региональный статус-кво весьма необычными способами. Рассказывали, что он мог часами «мариновать» в своей приемной власть имущих, даже в ранге вице-губернатора, а городских чиновников вообще не пускать на порог завода.
Да и стиль жизни харизматичного директора «Красного» гармонично дополнял образ «динозавра» из лихих 90-х. Широкий общественный резонанс получила скандальная история в марте 2012-го, когда Герасименко был снят с авиарейса за неподобающее поведение в отношении персонала авиакомпании. Тогда, поднявшись на борт после одного из победных матчей своей баскетбольной команды, Герасименко позволил себе резкую и нелицеприятную тираду в отношении бортпроводницы, сделавшей ему замечание за разговор по телефону во время подготовки ко взлету. Сотрудникам транспортной полиции, которые были вызваны на помощь, также не удалось призвать к порядку разбушевавшегося пассажира, пришлось препроводить в отдел полиции для составления протокола.
На дне корзины
Баскетбол в жизни и карьере Герасименко играет особую роль и как лакмус показывает уровень его амбициозности и авантюризма. У многих сложилось впечатление, что этот вид спорта для Герасименко сродни религии и является единственной настоящей страстью в его жизни, ради которой он готов заложить не только свои промактивы, но и свою душу. За короткое время Герасименко фактически в одиночку на голом энтузиазме удалось реализовать масштабный спортивный проект создания с нуля баскетбольного клуба «Красный Октябрь», который за два года смог стать конкурентоспособным в Единой лиге ВТБ – одном из самых сильных турниров Европы.
В уникальной команде «им. Герасименко», в которой он был и президентом, и действующим игроком, приезжали играть как звезды НБА, так и лучшие российские игроки, в частности капитан сборной России Антон Понкрашов. За год через клуб прошло рекордное количество, по меркам лиги, игроков, «Красный Октябрь» совершил порядка 20 трансферов.
Безусловно, такой впечатляющий прорывной проект не был бы возможен без колоссальных денежных вливаний. По данным Единой лиги ВТБ, только за возможность БК «Красный Октябрь» играть в сильнейшей лиге Европы клуб Герасименко вместе с Альфа-банком предоставил финансовые гарантии в размере 320 млн рублей и обязательства закончить строительство новой арены на 5 тыс. мест к январю 2014 года.
По официальным данным Единой лиги ВТБ, нынешний бюджет БК «Красный Октябрь» составлял порядка 191 млн рублей, при этом сам клуб зарабатывает порядка 9,5 млн (5%). Поиск недостающих средств для клубного бюджета обеспечивает лично Герасименко.
Один из примеров, как он это делал, в свое время описал «Коммерсант» («Ъ»). По данным издания, на протяжении нескольких месяцев одна из аффилированных к заводу структур, подконтрольных Герасименко, получала от завода-банкрота на переработку амортизационный лом по демпинговой цене 100 рублей за тонну, а затем, по сведениям «Ъ», перепродавало его ЗАО «Торговый дом «Красный Октябрь» по значительно более высокой цене, по данным «Ъ», за 65 тыс. рублей за тонну. Как отмечает «Ъ», ежедневная прибыль от таких «ломовых» манипуляций могла составлять не менее двух миллионов рублей. И это, судя по всему, только одна из схем пополнения бюджета баскетбольного клуба, который взялся покорять спортивные вершины Старого Света на руинах и за счет денег терпящего бедствие завода.
Примечателен и сюжет со строительством спортивной баскетбольной арены, которую взялся строить Герасименко на месте заводского цеха металлургического оборудования. Как сетовали в волгоградской мэрии, строительство новой баскетбольной арены на 5 тыс. мест ведется незаконно, так, земли под заводом «Красный Октябрь» являются зоной производственного значения. К тому же соответствующее разрешение на строительство спортивного объекта от властей города получено не было.
Game over?
Магическая заговоренность от дамоклова меча правосудия, его уникальный нонконформизм превратили гендиректора волгоградского «Красного» в личность почти мифологическую. Но, по мнению наблюдателей, для того чтобы вести такую игру на грани фола, одного генетического безрассудства явно недостаточно, у Герасименко наверняка есть крепкая «крыша», причем даже не в офисах госкорпорации, а за кремлевской стеной. Но политические расклады и личные статусы в России, как известно, вещь относительная, и порой в «большой игре» всегда что-то идет не так.
Эксперты не исключают, что уголовное дело Герасименко – очередной «кремлевский гамбит» и пролог большого передела в «Уралвагонзаводе». Арест топ-менеджера вкупе с иском о досрочном взыскании долга и признании «Уралвагонзавода» банкротом, который неожиданно подал крупнейший кредитор уральцев Альфа-банк – весьма тревожный симптом для уральцев.
В свете последних событий весьма туманным выглядит и будущее баскетбольного «Красного Октября», который завершил дебютный сезон в Единой лиге ВТБ на 12 месте. Волгоградскую команду по ходу сезона уже покинули ряд ведущих игроков, и уголовное дело, под которое попал их президент, точно не добавит оптимизма оставшимся легионерам.
Пока на клубном сайте БК «Красный Октябрь» подводят итоги сезона и новостей о будущем команды нет. Но что обычно происходит в таких ситуациях, представить можно, особенно волгоградцам. Яркие впечатления от крушения другого «колосса на глиняных ногах» – волгоградского «Ротора» эпохи Горюнова у многих еще свежи в памяти.