На безбилетников в общественном транспорте могут надеть наручники уже в мае

 Госдума готова принять законопроект, согласно которому штраф за безбилетный проезд в железнодорожном транспорте вырастет в разы – речь идет о повышении штрафа в 10 раз. В случае принятия закон вступит в силу аккурат в начало дачного сезона.

На безбилетников в общественном транспорте могут надеть наручники уже в мае

Готовил законопроект Минтранс Р. Подсчитав убытки от безбилетников, в ведомстве решили, что есть смысл наделить перевозчика полномочиями штрафовать «зайцев» на солидные суммы. Замминистра транспорта РФ Сергей Аристов объясняет: проблема с безбилетниками на железной дороге возникла после ликвидации Министерства путей сообщения и превращения главного железнодорожного перевозчика в ОАО. Полицейские с тех пор лишились права взимать штрафы в поездах и электричках, а «выводить на дорогу свыше 5 тысяч ревизоров, чтобы ловить безбилетников для коммерческой организации, государство не считало необходимым». Как итог - статья Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает штраф в 100 рублей за безбилетный проезд на электричке и в 200 рублей - за безбилетный проезд на поезде, стала «мертвой». По данным МК, главный пригородный перевозчик в час пик возит «зайцами» от 25 до 30% - цифра внушительная!

С принятием же закона отношения «зайца» и перевозчика перейдут в гражданско-правовое русло. Так, если пассажир без билета отказывается купить его у контролера, заплатив еще и некую дополнительную сумму за «обслуживание вне кассы», перевозчик получит право взыскать с него штраф в судебном порядке. В электричке или пригородном поезде штраф составит сумму, равную тарифу на перевозку взрослого пассажира на расстояние 10 км, умноженному на 50. Если речь идет о поезде дальнего следования — сумму, равную тарифу на перевозку пассажира на 100 км, умноженную на 5. Важный момент – штраф взимать не станут, если пассажир не купил билет в связи с отсутствием на станции или полустанке касс.

Таким образом, штраф за 10 км безбилетного пути при стоимости билета в 19 рублей составит 850 рублей. Это в том случае, если пассажир откажется оплатить билет при «поимке». Но для этого придется взыскать этот штраф через суд, для чего требуется для начала узнать персональные данные неплательщика. Очевидно, что сделать это будет непросто: человек, который наотрез отказывается заплатить 150-200 рублей вряд ли сообщит свои паспортные данные, чтобы заплатить завышенный штраф.

- Это явно завышенная цифра, - считает председатель областного профсоюзного комитета работников автотранспорта и дорожного хозяйства Константин Ермощенко. – Понятно, что перевозчик терпит огромные убытки от «зайцев», и проблему надо как-то решать. Но запредельным взвинчиванием штрафов делу не поможешь. К вопросу нужно подходить конструктивно: увеличить число кондукторов, ведь иногда они просто не добираются сквозь толпу до безбилетников. Есть смысл продумать автоматизированную систему продажи билетов – по примеру метрополитена, где пройти через турникет к вагонам не получится. Так и безопаснее, и «зайцев» станет меньше. Повышать штраф в нынешней ситуации – мера непопулярная. Монополист, понятное дело, спешит оградить себя от издержек, но а как быть тем, у кого нет денег платить штраф? Судить?

Сами законодатели еще не решили, как будет действовать механизм оформления нарушений и взысканий предусмотренного в нем штрафа. В частности, не урегулирован порядок составления акта об отказе безбилетного лица от приобретения проездного документа (билета), а также действия в случае отказа безбилетного лица от подписания данного акта. Есть предложения переложить эту заботу на линейных транспортных полицейских, но эксперт считает, что это не выход.

- У полицейских и так дел немало, что водить «зайцев» до ближайшей станции. К каждому безбилетнику не приставишь полицейского, речь идет о тысячах людей. В целом, законопроект еще сырой и требует проработки, - заключает Ермощенко. –

По словам же первого замглавы думского комитета по транспорту Виталия Ефимова, безбилетников будут высаживать. « Что с ними (безбилетниками - «МК») еще делать? Надо же что-то решать», - сказал Ефимов. И глава Комитета, Евгений Москвичев, тоже не видит особых проблем: «Если гражданин не хочет ни платить, ни сообщать о себе паспортные данные - сотрудники транспортной полиции, которые должны сопровождать поезд заберут его в отделение милиции до выяснения личности. Не пойдёт добром - в наручниках увезут при всех». По мнению Москвичева, это будет показательным для других пассажиров. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2015

Заголовок в газете: Силки для "зайцев"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру