Школьникам в очередной раз запретят – на этот раз много учиться

 Министерство образования и науки РФ разработало проект приказа, который установит четкие временные рамки выполнения домашней работы. Специалисты ведомства также обяжут школы формировать расписание с учетом объема заданий по той или иной дисциплине. Процедуру общественного обсуждения документ пройдет до марта.

 

Школьникам в очередной раз запретят – на этот раз много учиться

 Умометр в каждый дом

 

Общий объем домашней работы для российских школьников может быть жестко регламентирован. Соответствующий документ уже разработан федеральным Министерством образования и науки, взволнованным перегруженностью школьников. Для учащихся вторых и третьих классов время выполнения заданий не должно превышать 1,5 часа в день, пятых-четвертых – 2 часа, шестых-восьмых – 2,5 часа. Больше всех сидеть за учебниками разрешат старшеклассникам – 3,5 часа в день. Однако прибора или хотя бы метода вычисления умственной активности школьника в домашних условиях федеральными специалистами не предлагается.

 

– Предложение министерства, с одной стороны, имеет под собой основания, с другой – не проработано. Объем знаний, которые российский школьник обязан изучить в старших классах, не пропорционален времени, отведенному федеральным ведомством на выполнение домашней работы, не учтены поставленные перед педагогом ФГОСом требования, – считает почетный работник общего образования РФ Елена Сорокина. – На мой взгляд, документ в нынешнем его виде будет актуален, если подчинить систему принципу «лучше, но меньше» – пока не совсем ясно, зачем обучать тому, что вновь будет повторено при обучении в вузе.

 

Равное неравенство

 

В проекте приказа ведомства также отмечается, что учебные предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны попадать на один день. Данная формулировка выглядит весьма странно, учитывая равнозначность всех дисциплин школьного курса – именно этой позиции до недавнего времени придерживалось федеральное ведомство. К тому же не следует забывать о том, что, помимо общеобразовательных школ, в России функционируют гимназии и лицеи. Профильное или углубленное обучение существенно отличается от стандартного – это касается и интенсивности изучения, и объема, и состава материала.

 

– Перед составителем расписания встает ряд трудностей. Нужно соблюсти все санитарно-гигиенические нормы, облегчив жизнь учащихся, а также обеспечить более-менее комфортные условия работы учителям, избежав огромного количества так называемых «окон», – рассказала инженер по охране труда МОУ гимназии № 13 Екатерина Атарщикова. – Осложняет задачу и то, что в рамках одного учебного заведения могут существовать классы разной направленности – достаточно большое количество предметов, где класс должен делиться на группы. Именно поэтому, какие-либо дополнительные требования к расписанию сделают его составление не то что практически, а просто невозможным. Авторы предложения абсолютно «не в теме» вопроса. Очень хочется сказать таким деятелям: «Может быть, уже хватит издеваться над образованием, и над школой в частности?»

 

Минздрав поможет

 

Попытка снизить нагрузку на школьников сама по себе разумна. Только вот заботой о здоровье школьников должны заниматься сразу два ведомства – Минобр и, даже в большей мере, Минздрав. Перегруженность действительно ведет к нарушению гомеостатического равновесия и как следствие является причиной множества заболеваний. В этом смысле следует подчеркнуть необходимость привлечения практикующих врачей различного профиля и педагогов. Исключение представителей хотя бы одной из сторон не позволит как выделить, так и устранить факторы, негативно влияющие на состояние организма ученика. К тому же среди них с точки зрения психологии объем домашней работы занимает не первое место.

 

– Состояние психики школьника в первую очередь зависит от членов семьи – так, повышенная тревожность родителей негативным образом сказывается и на ребенке, – объяснила медицинский психолог ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» Ирина Беховых. – На мой взгляд, основная проблема, с которой ребенок сталкивается в стенах школы, – не очень корректное стимулирование к обучению. Предложение федерального Минобразования может положительно повлиять на учеников школ – в принципе режим всегда снижает тревожность. Важно, чтобы отведенное на выполнение домашнего задания время ребенок использовал продуктивно.

 

Перетрудившимися и замученными уроками детьми – очевидно, так российских школьников видят специалисты Минобразования. Причем уже не в первый раз министерства и ведомства входят в клинч противоречий, путаясь в собственных компетенциях. Очевидно, что система образования ждет от чиновников более взвешенных реформ и пересмотра в первую очередь состава и качества преподаваемого материала, а не его количества. В ситуации понижающегося общего уровня образованности молодежи создавать дополнительные искусственные препоны самообразованию – в очередной раз подтверждать гений Грибоедова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 25 февраля 2015

Заголовок в газете: Горе от ума

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру