Опекунство сирот в России может стать полноценной работой с заработной платой

 Первый зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина внесла в Государственную Думу законопроект, предлагающий переименовать опекунов в социальных воспитателей, платить им зарплату, обеспечивать отпусками, а также оценивать качество работы и даже увольнять за профнепригодность.

Сегодня в России исполнение обязанностей по опеке и попечительству осуществляется как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Первый вид опекунства еще можно назвать профессиональным, потому что в этом случае с опекуном заключается гражданско-правовой договор и он получает вознаграждение. Безвозмездное опекунство оформляется в случае, если у ребенка есть какие-то родственники, которые берут над ним опекунство.

Применив к так называемым социальным воспитателям правила трудового законодательства, разработчики законопроекта рассчитывают поддержать приемных родителей и таким образом решить проблему семейного устройства детей-инвалидов и детей, которые остались без родителей уже в старшем возрасте. Предполагается, что помимо таких детей на социальное воспитание будут передаваться братья и сестры.

По мнению составителей законопроекта, дети-сироты зачастую имеют значительный стаж институционализации и более значимые проблемы, обусловленные негативным опытом жизни в неблагополучной семье, влиянием рисков, а также состоянием здоровья. В этом случае опекуну очень сложно работать: большая часть времени уходит на проведение различных занятий, посещение врачей, помощь в быту. В итоге многие дети, которых могли бы забрать из детских домов, остаются там.

– Чтобы простимулировать опекуна, мы и предложили новую возможность заключить с ним не только гражданско-правовой, но и трудовой договор, – комментирует законопроект его инициатор Ольга Баталина. – В этом случае у него появятся стаж, льготы, пенсия, а воспитание ребенка становится его основной деятельностью. При этом каждый опекун может самостоятельно выбирать, какой договор ему выбрать – гражданско-правовой или трудовой. У приемных родителей остается и свобода выбора: могут усыновить ребенка, могут взять его под опеку. Мы лишь предлагаем им новую возможность, которой они могут воспользоваться.

Работодателями социальных воспитателей будут детские дома и детские дома-интернаты. Заключаемый трудовой договор с полным социальным пакетом должен будет содержать программу развития переданных на воспитание детей. При этом родственники ребенка не смогут стать социальными воспитателями, а являться воспитателями одних и тех же приемных детей будут иметь право только муж и жена.

Вместе с тем среди критиков законопроекта бытует мнение о том, что принятие закона увеличит процент людей, которые берут под опеку детей ради улучшения личного материального положения, отодвигая интересы приемных детей на второй план.

– Саму идею законопроекта мы, безусловно, поддерживаем, но для начала важно изучить связанные с его утверждением финансово-экономические затраты, – отмечает сенатор от Волгоградской области Елена Попова. – На сегодняшний день от опекунов не поступало жалоб, связанных с тем, что их что-то не устраивает в условиях заключаемого гражданско-правового договора. Что касается представлений об оформлении опекунства из корыстных целей, то они неправомерны. Суммы, выделяемые опекунам, совсем не заоблачные: этих денег подчас с трудом хватает на содержание ребенка. К тому же дети требуют много ухода, внимания, заботы и вложения колоссальных душевных сил, а все это делается отнюдь не из-за личной выгоды. Мы же не хотим урезать имеющиеся социальные программы, а потому необходимо тщательно проанализировать, насколько соизмеримы затраты, связанные с предлагаемым механизмом, с выделяемыми из бюджета средствами.

Есть мнение

Нужно ли делать опекунство детей работой?

Ирина Шевцова, сотрудник музея:

– На первый взгляд, инициатива хорошая. Но здесь главное не упустить из вида одну деталь. К сожалению, на сегодняшний день есть достаточное количество людей, которые берут детей ради обогащения: взяли ребенка и улучшили свое финансовое состояние. А с присвоением опекунству статуса работы ситуация может измениться в худшую сторону.

Милана Абрамова, менеджер по туризму:

– На мой взгляд, тут видны только материальные выгоды. Опекун для ребенка заменяет родителя, а значит, является самым близким человеком. Думаю, не лучшим образом скажется на психике ребенка, если он будет ощущать себя "работой" в жизни человека, который заменяет ему родителя, если от него периодически будут отдыхать, уходя в отпуск. Думаю, оптимальным решением в данном случае было бы повышение социальных пособий.

Наталья Божко, специалист 1-й категории:

– Мне кажется, это вполне справедливо. Понятно, что когда на опекунство берется ребенок-инвалид, у опекуна просто нет времени на занятие еще какой-нибудь деятельностью. Вместе с тем нужны средства для содержания семьи, к тому же хочется получать нормальные соцгарантии и в будущем рассчитывать на нормальную пенсию, а потому я одобряю эту законотворческую инициативу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 26 ноября 2014

Заголовок в газете: Работа опекать

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру