Великий и могучий
На сегодняшний день в гуманитарном образовании действует принцип вариативности – в 2011-2012 годы Минобрнауки разрешило к использованию 1872 учебника, в 2013-2014 годах – уже 2982. Российские парламентарии считают, что такой подход не только осложняет переход из одной школы в другую, более того – нарушает конституционные права школьников, так как учебные заведения без согласия детей и родителей выбирают, по какому учебнику будут учиться школьники.
Законодателям предстоит решить вопрос о школах, в которых изучение русского языка и литературы ведется углубленно – в этом случае преподаватели-предметники пишут собственные программы, используют передовые методики в обучении, и введение единых учебников фактически свяжет их по рукам и ногам.
– Введение единого учебника для всех школ неразумно, – говорит Ирина Жарикова, директор ГБОУ "Волгоградский лицей-интернат "Лидер". – С 2015 года даже ЕГЭ будет разделено на два уровня – базовый и профильный, по такому же принципу на государственном уровне необходимо принять единые учебники, при этом оставив преподавателям возможность применять и собственные наработки.
Необходимо отметить, что практически в каждом регионе присутствуют фонетические и лексические особенности, и чтобы это осознавать, быть специалистом в области диалектологии не обязательно, – общеизвестно, что ростовчане «гэкают», сибиряки тянут гласные, а многие общеупотребимые в той или иной области слова жителю другого региона могут быть непонятны. Чтобы привести речь всех школьников к стандарту – единый учебник не поможет, более того, он только затруднит эту задачу.
– Перед российскими учителями остро стоит проблема преподавания русского языка как иностранного, – объясняет заведующая кафедрой литературы и журналистики ВолГУ Ольга Прихватилова. – Чтобы научить ребенка нормам современного русского литературного языка, несомненно, нужно сформировать общую базу. Тем не менее, специалисты должны участвовать в создании адаптированных учебников, в этом случае будет повышаться уровень образования в целом.
Любить Родину с открытыми глазами
Этнокультурные особенности касаются не только изучения русского языка и литературы, но и, что особенно важно, истории. С Волгоградской областью граничит Республика Калмыкия – регион, обладающий собственной, помимо общероссийской, историей, и было бы весьма странно лишить юных калмыков возможности ее изучения. Этот момент законодатели предусмотрели – в дополнение к учебникам регионы будут при желании разрабатывать пособия с местным "колоритом". Однако их проверят на соответствие общей концепции.
– В Волгоградском регионе такое пособие, насколько я знаю, уже разрабатывается, – объясняет Елена Сорокина, преподаватель истории гимназии № 13. – Изучать историю родного края необходимо, как известно, любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. К тому же, это не столько рекомендация, сколько требование концепции преподавания истории в школе.
Единство языка, истории и культуры – три кита, на которых держится государство. Поэтому введение единых учебников – вопрос национальной безопасности, как заметил завкафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков, связавший путаницу в головах с ситуацией в Украине.
Его волгоградский коллега Андрей Серенко, политолог, с такой позицией не согласен, напоминая, что как раз в Украине учебники были единые, только выполняли не совсем ту функцию, которую реализует собственно образование.
– Я не сторонник введения жесткой унификации, но считаю, что было бы неплохо ввести единый учебник истории. Важно понимать, зачем это делается – с целью пропаганды или чтобы решить ряд проблем в изучении истории, – говорит политолог. – Если он будет написан хорошо, то способствует становлению национального сознания. Если он будет написан плохо, как это обычно бывает, станет причиной обращения к альтернативным источникам – Карамзину, Соловьеву.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что отбор учебников будет проводить конкурсная комиссия из представителей минобрнауки, региональных чиновников, а также специалистов. После того как новые учебники будут подготовлены, их опубликуют на сайте министерства.
В течение месяца будет проведена общественная экспертиза, затем за месяц комиссия обобщит высказанные замечания и предоставит их авторам, а те смогут внести изменения. На реализацию проекта отводится менее года – столько короткий срок едва ли располагает к качественной проработке учебных материалов. Ждет ли нас новая «история партии» вкупе с росреализмом – покажет время.