В поисках аргументов в пользу принятия налога с прибыли Минфин РФ озвучивал возможные суммы прибыли: речь идет о цифре в 200 млрд в год, а именно: в 2015 году – 195 млрд руб., в 2016-м – 211 млрд, а в 2017 году – 230 млрд.
Член рабочей группы по электронному документообороту при Экспертном совете ТПП России по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов считает, что на практике может оказаться так, что эффект от налога будет меньше, поскольку сейчас сформировалась устойчивая тенденция к закрытию бизнеса, особенно малого и среднего.
– На фоне ужесточения налоговой политики (в 2015 году по многим налогам ставки вырастут и появятся еще новые налоги) бизнес начнет в большем количестве уходить в тень и чаще уклоняться от уплаты налогов, а значит, собираемость данного налога не будет слишком высокой и доход от него может не достичь 200 млрд рублей в год, – уверен эксперт. – По данным 2004 года, когда налог в прошлый раз отменили, налоговая нагрузка на экономику снизилась на 0,35% из-за этого, то есть доля этого налога очень незначительна.
Фатальным налог с продаж окажется для сетевиков – они, как правило, всегда лишены каких-либо налоговых льгот.
– На малом и среднем бизнесе налог с продаж скажется, увеличив их расходы на администрирование этого налога, но больше он отразится на крупном бизнесе, особенно сетевом, – говорит Дмитрий Липатов. – При этом не все представители малого и среднего бизнеса могут попасть под этот налог. В прошлый раз от налога с продаж были освобождены товары и услуги первой необходимости, а также плательщики ЕНВД. Если также будет и в этот раз, то малый и средний бизнес сможет частично нивелировать отрицательный эффект от нового налога, а вот сетевым и крупным магазинам это не удастся.
Вместе с тем, подчеркивает эксперт, от налога с продаж выиграют только региональные бюджеты, поскольку он увеличит их доходы, а для населения и бизнеса этот налог принесет увеличение расходов, рост цен и инфляции.
– Возвращаться к налогу, который дважды отменяли и дважды признавали неконституционным, совсем нецелесообразно, – подытоживает Липатов. – Тем более когда в стране действует НДС и эти налоги идентичны по своей сути, т. е. это риск двойного налогообложения. Кроме того, налог с продаж сложен в администрировании, поэтому может привести к увеличению нагрузки на налоговые органы и к частым ошибкам предпринимателей при его расчете и уплате.
При этом велик риск того, что возникнут серьезные проблемы с собираемостью налога. Предпринимательское сообщество всегда сложно воспринимает новые налоги, а тем более когда они сложны в администрировании. Отсюда, считают эксперты, возникнут попытки уклониться от него или занизить налоговую базу по нему, проводя, например, товар не через кассу.
С введением налога на прибыль бизнес утратит прозрачность – многие предприниматели сочтут более выгодным работать «мимо кассы». Так считает предприниматель, член общественного совета при губернаторе Волгоградской области Николай Лукьяненко.
– Для тех предпринимателей, которые платят налоги, жизнь существенно осложнится. А кто их не платил, те и не будут платить. Выходит, мы третий раз наступаем на те же грабли. Прозрачность бизнеса станет еще меньше: малый бизнес, который делал хотя бы частичные налоговые отчисления, теперь не будет этого делать так исправно. Проконтролировать всех предпринимателей просто невозможно. Вероятно, появятся курьерские службы, которые будут в мешках возить деньги – повысится преступность. Для бизнеса было настоящим облегчением, когда эта непонятная надбавка была отменена.