Власти усиливают контроль в коммунальной сфере

Выступая перед парламентом и народом с одной из своих наиболее известных речей периода Второй мировой войны, британский премьер Уинстон Черчилль сказал, характеризуя тяжести начавшейся войны с фашистами, что он не может предложить ничего, «кроме крови, тяжелого труда, слез и пота». Заканчивалось выступление, впоследствии вошедшее в анналы политической истории XX века, призывом «Пойдемте же вперед вместе, объединив наши силы». 

Власти усиливают контроль в коммунальной сфере

На войне, как на войне

Совпавшее с годовщиной начала Второй мировой войны вступление в действие Федерального закона № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» объединяет с боями дней минувших не только длинное название, но и суть. По новому закону органы власти возвращают себе право контролировать деятельность основных игроков на рынке коммунальных услуг, вводя лицензирование деятельности управляющих компаний. Значит ли это, что в стране официально объявлен «сезон охоты» на нерадивых коммунальщиков и граждане скоро вздохнут спокойно, больше не опасаясь ни двойных платежек в почтовых ящиках, ни внезапно обрушивающихся над подъездами козырьков?

По статистике, 77,5% домовладений в стране управляются специализированными организациями. 16% приходится на долю товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, 4,9% – непосредственно гражданами. При этом, по мнению экспертов, наиболее приемлемой для самих жильцов формой управления жилым фондом являются именно ТСЖ и другие объединения самих жильцов: в отличие от ориентированных на извлечение прибыли управляющих компаний главная цель ТСЖ – максимальная реализация интересов жильцов посредством оказания качественных и приемлемых по ценам коммунальных услуг. Однако главная беда вовсе не в том, что обычного россиянина, еще не забывшего утомительный формализм советской общественной жизни, даже калачом не заманишь в различные жилищные объединения, а в том, что отечественное ЖКХ давно превратилось в сферу с высоким уровнем «серых», а то и откровенно криминальных схем.

По данным МВД, в 2013 году преступления в сфере ЖКХ нанесли ущерб в 3 млрд руб. Тем не менее относительно небольшую в масштабах страны цифру потерь государства и граждан от действий коммунальных махинаторов независимые эксперты на веру принимать не спешат. В одной только Волгоградской области и в одном только муниципальном предприятии «Волгоградские межрайонные электросети», в т. ч. искусственно – за счет мошеннических схем – «накрученная» кредиторская задолженность составила 4,3 млрд рублей. А небывалый даже по общероссийским меркам разгул коммунального криминала в регионе даже привел к тому, что в ГУ МВД России по Волгоградской области в прошлом году был создан первый в стране отдел полиции, основной задачей которого является выявление преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Рейтинг надежды

Однако даже самые активные действия полиции пока явно не способны переломить ситуацию на коммунальном фронте в пользу жильцов. Для этого нужны не менее активные действия по всей вертикали власти, «вооруженной» теперь новым законом против злоупотреблений коммунальщиков. Казалось бы, чего проще: отозвал лицензию у проштрафившейся УК и все проблемы решены! Но, по мнению первого заместителя секретаря Общественной палаты РФ Владислава Гриба, главное в реализации закона – быстрей наработать правоприменительную практику и не допустить злоупотреблений в процессе как выдачи, так и отмены лицензий. «Здесь нельзя уйти от государственного контроля и надеяться только на саморегулирование, важен и общественный контроль», – полагает общественник, настаивая, что без гражданской активности реализация этого закона невозможна.

Впрочем, и одними только усилиями граждан ситуацию в отечественном ЖКХ кардинально не изменишь. Для наведения системного порядка в ЖКХ и хотя бы постепенного превращения его из «дикого поля» в прозрачную и подконтрольную сферу, нужны в первую очередь усилия государства. Согласно опросам общественного мнения 64% россиян относят сектор ЖКХ к самым острым проблемам страны и именно от усилий власти ждут решения застарелых коммунальных вопросов.

Недавно опубликованный рейтинг наиболее активных губернаторов в сфере ЖКХ, где глава Волгоградской области Андрей Бочаров вместе с мэром Москвы и губернатором Челябинской области вошел в тройку лидеров, предельно четко отражает внимание СМИ и общества к тем усилиям, которые власть в отдельных регионах прилагает для того, чтобы остановить коммунальные бои без правил. Правда, для полной победы в этой войне, очевидно, придется воспользоваться призывом Черчилля: «Пойдемте же вперед вместе, объединив наши силы!» Иначе ЖКХ так и не будет приносить нам ничего, кроме слез, пота и тяжелого труда, необходимого для того, чтобы добыть средства на оплату его постоянно дорожающих, но не становящихся оттого более качественными услуг.

Экспертное мнение

Ольга Чернокоз, главный редактор журнала «Регионы России: Национальные приоритеты»:

«То, что в первую тройку рейтинга активности губернаторов в сфере ЖКХ, помимо мэра Москвы Сергея Собянина, попали главы Челябинской и Волгоградской областей хорошо показывает, что нерешаемых проблем не бывает. И Челябинск, и Волгоград – это два промышленных центра с типично советским инфраструктурным наследием, изначально заточенным под стандарты плановой экономики и довольно сложно адаптировавшимся к рыночным условиям. Однако пример Андрея Бочарова наглядно демонстрирует, что даже самые запущенные случаи, связанные с отключениями подачи газа и ультиматумами энергетиков, власть может и обязана купировать, попутно выстраивая систему муниципальных управляющих компаний и единого государственного расчетного центра». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 3 сентября 2014

Заголовок в газете: "Живите Как Хотите» отменяется

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру