Мнения разошлись
Законопроект уже внесен в Госдуму фракцией КПРФ. Его инициаторы предлагают в обязательном порядке регулировать цены на "продовольственные товары первой необходимости" и приводят их перечень. В списке хлеб, хлебобулочные изделия и макароны, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, рыба и рыбные изделия, подсолнечное масло, сахар, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания. Коммунисты мотивируют появление инициативы тем, что сейчас основную прибыль от продажи продовольствия получают не производители, а торговцы.
Предполагаются предельные размеры торговых наценок на отдельные виды сельхозпродукции, включая товары первой необходимости. На сельскохозяйственные потребкооперативы эта мера распространяться не будет, для производителей 45% от себестоимости, для переработчиков – 15%, для оптовиков – 10% и для розничной торговли – 15% от отпускной цены производителя или оптового продавца. Региональные законодательные собрания получат право изменять, предложенный правительством перечень товаров, подпадающих под ограничение.
Мнения экспертов по факту возвращения к советской практике госрегулирования цен оказались полярны: с одной стороны, труд российского товаропроизводителя будет оцениваться дороже, с другой – госрегулирование цен идет вразрез с главным принципом рыночной экономики, которая провозглашена в России как тип экономической системы.
– Цены в стране с рыночной экономикой должны регулироваться исключительно рынком, в противном случае, незачем вовсе называться страной с рыночной экономикой, – считает предприниматель, член общественного совета при губернаторе Волгоградской области Николай Лукьяненко. – Если в стране все еще работают законы рынка, то я не вижу никакой правовой возможности со стороны государства вмешиваться в вопросы ценообразования. Государство берет на себя функции регулятора на рынке, но чтобы понять, что это неправильно, достаточно изучить вопрос ценообразования чуть более подробно. Торговое предприятие закладывает в цену зарплату своих сотрудников, затраты на энергоносители, аренду, проценты по кредитам на развитие бизнеса, модернизацию мощностей.
По мнению эксперта, государство ставит предприятие в неконкурентные условия, в которых развитие бизнеса станет невозможным. При этом пострадают не только крупные сетевики, но и частники.
– Если государство так уж желает попробовать себя в качестве регулятора цен, то пусть выступит им в топливной и энергетической сфере, – говорит Лукьяненко. – Почему сразу цены на продукты? Бензин и свет куда острее нуждаются в регулировании. Регулирование цен практикуют только в странах с авторитарным режимом правления, очень жаль, если Россия пойдет по этому пути.
Если для малого и среднего бизнеса госрегулирование – мера крайне нежелательная, то для российских аграриев это дополнительный шанс поправить свое положение. По подсчетам экспертов, выручка крестьянина с килограмма пшеницы третьего сорта должна подняться с нынешних 3-7 рублей до 11 рублей.
– Госрегулирование позволит крестьянам и фермерам строить более долгосрочные планы по развитию своего хозяйства, – считает глава «Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Волгоградской области» Сергей Бельский. – Ведь они будут знать, что цена на сельхозпродукт будет держаться на одном уровне. Что касается страха владельцев торговых сетей потерять прибыль, то он не имеет под собой оснований. Как правило, при крупных сетевых магазинах есть собственные подсобные хозяйства, где выращиваются и овощи, и птица. Таким образом, себестоимость продукции очень низкая, хотя зачастую сетевик кривит душой, рассказывая, что закупает продукты по невероятным ценам. Они же, как правило, закупают сами у себя.
В качестве положительного примера госрегулирования Бельский приводит экономически благополучную Германию, где фермеры сдают молоко по 1 евро за литр, а в магазине цена на него составляет не ниже 4 евро.
Хорошо забытое старое
Отметим, что с похожим предложением на прошлой неделе выступил и Минсельхоз РФ. Чтобы "предупредить спекулятивные процессы" и стабилизировать цены на продукты министерство разработало проект постановления, разрешающего регионам заключать с производителями и торговыми сетями специальные соглашения, которые предполагают фиксацию цен на отдельные виды продуктов. Глава Минпромторга Денис Мантуров даже заявил, что его ведомство успело согласовать проект постановления в Минэкономразвития.
Однако постановление отправили на доработку – Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ссылаясь на отрицательную практику прошлых лет, высказалась против проекта постановления и предложила Минсельхозу устранить некоторые «технические детали» и только после этого направлять его для согласования в профильные ведомства.
В ФАС напомнили, что в октябре 2007 года подобная госпрограмма по госрегулированию цен уже принималась, но дала обратный эффект. Тогда в преддверии президентских выборов была проведена кампанию по сдерживанию роста цен на продовольствие. В ходе кампании правительство договорилось с крупнейшими производителями и торговыми сетями о том, что до конца года цены на отдельные продукты: хлеб, яйца, растительное масло, молоко и кефир повышаться не будут. Но на волне ожиданий последующего резкого скачка цен потребители принялись скупать товары, причем не только из «замороженного» списка, что вызвало в итоге постепенный рост цен на весь спектр продуктов. В 2008 году замораживание цен было признано неэффективным и программа отменена.
В Волгограде в 2009 г. мэрией Волгограда также предпринимались попытки «зафиксировать» цены на продукты и даже лекарства. Городские власти достигли взаимной договоренности с несколькими торговыми компаниями о сотрудничестве в обеспечении горожан продуктами повседневного спроса и рядом лекарственных препаратов по фиксированным ценам. Широко разрекламированная акция "Цены заморожены" стартовала в областном центре в начале июня, но уже в конце августа была благополучно свернута.