Отметим, что деловые отношения Ирана и Волгоградского региона развиваются достаточно динамично – так, товарооборот за первое полугодие 2014 года уже превысил 14 млн долларов, что больше в 25 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– Мы подробно представили иранской стороне все выгоды от расширения сотрудничества и обозначили те точки роста, где возможна реализация проектов с участием иностранного капитала, – рассказал по итогам встречи Андрей Бочаров.
При этом основу сотрудничества, по мнению главы региона, должен составить экспорт продукции. Пока основные статьи экспорта в Иран – злаки, черные металлы, оборудование, пластмассовые изделия. Кроме того, на территории Волгоградской области работает четыре совместных российско-иранских предприятия, которые занимаются оптовой торговлей продуктами питания.
Представителей крупного иранского бизнеса также заинтересовало расширение взаимодействия в сфере АПК.
– Бизнесменов из Ирана особенно интересуют поставки зерна, а также строительство заводов по глубокой переработке сельхозпродукции, создание логистических центров и хранилищ на территории Волгоградской области, – отметил по итогам встречи Андрей Бочаров.
На встрече стороны высказали заинтересованность в усилении взаимодействия в промышленной сфере. Иранских предпринимателей заинтересовали возможности региона в судостроении и химической промышленности, а также участие иранских компаний в ряде инфраструктурных проектов на территории Волгоградской области.
Стоит отметить, что интенсивные межрегиональные контакты Волгоградской области и Ирана проходят на фоне возобновившегося межгосударственного диалога по так называемой сделке "нефть в обмен на товары", которую Россия и Иран начали обсуждать почти год назад.
Согласно этому проекту Россия будет покупать иранскую нефть, а на полученные средства Иран собирается приобретать у нашей страны то, что ему необходимо. Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран подписан сроком действия на пять лет и предполагает расширение торгово-экономического сотрудничества по ряду направлений, в частности, в сферах строительства и реконструкции генерирующих мощностей, развития электросетевой инфраструктуры, в нефтегазовом комплексе, а также в области поставок машин, оборудования, товаров народного потребления и сельхозпродукции.
В условиях санкций, введенных Западом в отношении обеих стран, Россия и Иран сегодня активно договариваются об интенсификации этого глобального торгово-экономического проекта. 9-10 сентября в Тегеране намечено очередное заседание постоянно действующей российско-иранской межправительственной комиссии. На нем, как ожидается, стороны рассмотрят уже конкретные шаги по реализации планов в рамках проекта "нефть в обмен на товары".
Впрочем, уже сейчас, как мы видим на примере Волгоградской области, на региональном уровне идет успешный диалог о расширении торгово-экономического российско-иранского сотрудничества по ряду достигнутых договоренностей в рамках межгосударственной программы.
По итогам встречи Андрей Бочаров поставил правительству региона задачу подготовить для зарубежных инвесторов пакет конкретных предложений. Обсуждаться эти предложения будут в ходе официального визита делегации Ирана в Волгоградскую область – представители финансово-деловых кругов это приглашение приняли.
Экспертное мнение:
Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети «POLITRUS»:
- От реализации соглашения с Тегераном Москва выигрывает, как минимум, дважды: получает рынок Ирана для сбыта своих товаров и услуг и неплохо зарабатывает на перепродаже иранской нефти в Японию, Китай и даже страны Евросоюза, которые ранее, из-за санкций не могли напрямую покупать иранскую нефть. У российских регионов, которые примут участие в проекте сотрудничества с Ираном, также очевидная выгода. По соглашению, рассчитанная на 5 лет программа не будет бартерной в чистом виде: Россия будет рассчитываться за нефть деньгами, а Иран обязуется тратить их на приобретение российских товаров и услуг. Не исключено, что валютой станет рубль – по примеру Китая, сделки которого с Ираном производятся в юанях. Таким образом, у регионов появится дополнительный источник пополнения бюджетов через налоги от сотрудничающих с иранской стороной компаний и создания новых рабочих мест.