В регионе запустили проект интенсификации рынка газомоторного топлива

Глава Волгоградского региона Андрей Бочаров подписал соглашение о сотрудничестве с руководством ОАО «Газпром». Документ предполагает, в частности, перевод нескольких видов транспорта на более экологичный вид топлива и развитие на территории области сети газозаправочных станций природного газа. 

В регионе запустили проект интенсификации рынка газомоторного топлива

Тринадцатый регион

В ходе своего очередного визита в Волгоградскую область председатель Совета директоров ОАО «Газпром», почетный гражданин Волгограда Виктор Зубков провел специальное совещание с главой региона Андреем Бочаровым, ключевой темой которого стало расширение регионального рынка газомоторного топлива.

Как известно, в настоящее время в коммерческом обороте используется три вида газового моторного топлива: сжиженный углеводородный газ (СУГ) основу которого составляют пропан-бутановые смеси, а также компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ).

В ходе совещания Зубков отметил, что Волгоградский регион представляет для газового концерна большой интерес как площадка для развития проекта.

– Есть уверенность, что с новой региональной властью у нас получится продуктивный диалог. Сегодня Правительство РФ активно занимается нормативно-правовой базой, которая поможет вывести развитие рынка газомоторного топлива на новый уровень. Выделено порядка 3,7 млрд рублей субсидий на приобретение техники на газомоторном топливе. Сегодня мы хотим определить те регионы, которые способны реализовать программу внедрения газомоторного топлива. Несколько регионов России уже стали пилотными территориями этой программы – до сегодняшнего дня таких регионов было двенадцать, Волгоград стал тринадцатым, – отметил Зубков.

Находясь в Волгограде, глава Совета директоров газового концерна рассказал журналистам, что в настоящее время «Газпром» активно расширяет сеть газозаправочных станций, заправляющих автотранспорт природным газом в стране. С этой целью в декабре 2012 года был создан единый оператор проекта – «Газпром газомоторное топливо».

– В Европе строительство газомоторных заправок стремительно набирает обороты. Сегодня есть смысл активно заняться этим и в России, – отметил Зубков.

Позади планеты всей

За последние три года природный газ стал абсолютным лидером мирового рынка альтернативных видов моторного топлива: спрос на КПГ/СПГ сегодня приближается к цифре 40 млн тонн в год. Мировой парк автомобилей на природном газе насчитывает уже более 18 миллионов машин. В Европе на метане работают примерно 1,7 миллиона машин. В Америке – 100 тысяч машин, в Китае и в Индии – по 1,5 миллиона единиц автотранспорта.

В России – лидере по добыче природного газа, потребление газомоторного топлива сдерживает слабое развитие заправочной сети. Природным газом заправляют пока только две с половиной сотни, а пропаном-бутаном – порядка 1700 АГЗС.

Медленно растет и автопарк машин, работающих на газе. В Волгограде принято решение придать динамизма и в этом вопросе. Согласно достигнутым договоренностям в ближайшее время на газ будет переведен весь общественный транспорт, строительная техника и автомобили скорой помощи. Также в регионе появится минимум семь современных газозаправочных станций заправляющих природным газом метаном. На сегодняшний день на территории Волгоградской области функционирует девять автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «Газпрома». В 2013 году через них было реализовано 18,5 млн куб. м компримированного природного газа (КПГ), что на 9,5% больше аналогичных показателей предыдущего периода и составляет более 20% от всего объема реализации КПГ на территории Южного федерального округа.

Для реализации достигнутых соглашений при правительстве региона будет создана рабочая группа, в которую войдут компании – потенциальные участники программы. В течение трех месяцев группа должна выработать четкую концепцию по внедрению региона в программу развития рынка газомоторного топлива.

– "Газпром" для региона стратегический партнер, – заявил по итогам рабочей встречи Андрей Бочаров. – Сегодня принято по-настоящему важное соглашение о сотрудничестве, оно гарантирует области уменьшение затрат при приобретении дорогостоящей техники на газомоторном топливе. С нашей стороны соглашение подразумевает переоборудование техники под использование такого вида топлива – в первую очередь речь идет о технике, используемой в социальном и коммунальном блоке, а также в администрации города и области.

Дави на газ

Со своей стороны "Газпром" обещал необходимую финансовую поддержку при переоборудовании техники для использования газомоторного топлива.

– Такие компании мы готовы поддержать льготными кредитами. Важно, чтобы регион также закупал новую технику", – подчеркнул Виктор Зубков.

Стоит сказать, что использование природного газа в качестве топлива предполагает не только существенную выгоду – экономия затрат на топливо при переходе на газ составляет в среднем 60% , но и снижение уровня выбросов в атмосферу по сравнению с традиционным нефтяным. Так, выброс оксида углерода сокращается в 2-3 раза, углеводорода – в 3 раза, задымленность снижается в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, вообще отсутствует. При этом на долю транспортных средств, по данным экологов, приходится до 90% загрязняющих атмосферу веществ.

Единственным «недостатком» газомоторного топлива, по словам Зубкова, является то, что «его нельзя украсть».

В то же время на совещании было заявлено, что к реализации программы необходимо подходить с прагматической точки зрения. Нужно развивать потребление всех видов топлива, но только там и в таких пропорциях, где это целесообразно. С точки зрения сегментов потребления: практически для всех видов и классов транспортных средств определились свои, наиболее оптимальные виды альтернативного топлива. Для морских и речных судов, самолетов, локомотивов, магистральных тягачей используется, как правило, сжиженный природный газ. Для городских грузовых и пассажирских перевозок, тракторов – компримированный метан, а для легковых автомобилей, для автобусов, грузовиков малой и средней мощности – пропан. При этом, как было отмечено, региональный, муниципальный или корпоративный баланс моторного топлива должен соответствовать структуре парка транспортной техники.

Для реализации планов, по мнению участников совещания, необходимо стимулировать не только импорт газовых автомобилей, комплектующих, компрессорного оборудования, баллонов, криогенного оборудования, но и развивать отечественное производство. Для этого необходимы научные разработки, подготовка инженеров и конструкторов, обучение чиновников, создание производств, привлечение инвесторов.

Автомобиль на газе: достоинства и недостатки

Плюсы

1. Газ дешевле, чем бензин или дизельное топливо

Природный газ в два раза дешевле привычного топлива. Стоимость установки оборудования – от 15 до 50 тыс. рублей в зависимости от производителя, – достаточно ощутимая разовая трата, но в среднем при пробеге более 15 000 км за год оно окупается. Еще сказывается и небольшая экономия на обслуживании двигателя и сроке службы свечей.

2. Экологичность

Меньший вред для окружающей среды – главное достоинство газового топлива по сравнению с бензином и дизелем, хотя это не определяющий пункт для автовладельцев. Выбросы двигателей, работающих на природном газе, содержат низкие уровни вредных веществ: в среднем на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% меньше выбросов твердых частиц, чем дизельный двигатель, оборудованный окисляющим каталитическим нейтрализатором.

3. Мобильность

При установке газобаллонного оборудования сохраняется возможность использования основного топлива бензина или дизеля. Таким образом, можно использовать различное топливо по очереди, и максимальный пробег может быть увеличен почти в два раза. Еще одно достоинство – в дальних поездках возможность избегать заправки с некачественным бензином.

4. Пожаробезопасность

Несмотря на очень популярный миф о том, что баллоны с газом взрываются, это происходит достаточно редко. При использовании оборудования известных марок, правильной установки и периодическом ТО, возгорание практически невозможно. Современные баллоны оснащаются всеми необходимыми клапанами безопасности. Баллоны располагаются в автомобиле таким образом, чтобы исключить возможность их повреждения при аварии.

Минусы

1. Малое количество заправок и сервисов по ремонту

Сеть газозаправочных станций для автомобилей в России развита не слишком широко. Это связано с более высокими техническими требованиями по безопасности самих ГАЗС, так и со сложной организацией транспортировки и хранения газа. Заправка газом производится медленнее, чем бензином и требует большего внимания при креплении оборудования. Установкой оборудования занимается небольшое количество компаний, и очень сложно найти хорошего мастера для его наладки и ремонта.

2. Снижение мощности и динамических характеристик автомобиля

Мощность двигателя, питаемого голубым топливом, снижается на 10-15%, максимальная скорость движения снижается на 5-6%.

3. Увеличение веса автомобиля и ограничение объема багажного отделения

Газобаллонное оборудование прибавит к массе автомобиля около 60 лишних кг и «съест» объем багажника, превышающий емкость баллона (от 40 л). Если оборудование установлено не в зоне запаски (такое размещение очень популярно в Европе и часто используется при заводской установке), а закреплено за спинкой сидений, то исключается возможность перевозки дальномерных грузов.

4. Опасность утечки газа

При малейшем появлении запаха в салоне автомобиля или в багажном отделении, а также в подкапотном пространстве, необходимо проверить все элементы аппаратуры на герметичность и устранить проблему. Нужно особое внимание уделять крепежу баллона, если он ослаб, то велика вероятность разрыва газопровода. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 20 августа 2014

Заголовок в газете: Газ в помощь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру