«Ротор» сбился на холостой ход

Волгоградскому клубу нужна новая стратегия

Волгоградскому клубу нужна новая стратегия

 Миссия невыполнима

Карета вновь превратилась в тыкву, а «главный кучер» вновь рассчитывает на магию. Новая «фея» волгоградского спорта – министр спорта и молодежной политики Волгоградской области олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева не так давно успокоила поклонников «Ротора», заявив, что ни о каком втором дивизионе речи не идет и главная команда региона должна остаться в Футбольной национальной лиге.

– В этом заинтересованы и все болельщики, и наше министерство спорта, и лично глава области Андрей Бочаров, – сказала Лебедева. – Но ситуация в «Роторе» на сегодня действительно непростая, и сложилась она не вдруг и не в одночасье. Связано это с общей большой задолженностью, которая составляет порядка 93 миллионов рублей. Но первоочередная задача сейчас другая – 28 мая клуб должен пройти процедуру лицензирования для участия в очередном чемпионате. Чтобы это произошло, «Ротор» должен погасить хотя бы часть суммы, а это 28 миллионов рублей.

Сегодня на заседании исполкома ФНЛ вопрос участия «Ротора» будет решен, но, очевидно, что формализация прописки в ФНЛ – это не решение проблем, а всего лишь пусковой механизм. Через полтора месяца на поле должна выйти боеспособная команда, а не ее проекция. А с этим пока все сложно. Третий за минувший сезон г лавный тренер «Ротора» ФедорЩербаченко по итогам сезона дал апокалиптическую оценку нынешнему состоянию клуба. «Ротор» находится на грани пропасти – он может либо исчезнуть вовсе, либо в дальнейшем влачить жалкое существование», – так подытожил свою волгоградскую карьеру Щербаченко, который, как пишут, может быть объявлен в качестве главного тренера самарских «Крыльев Советов» уже в ближайшее время.

Фактически руководство клуба просто выкинуло в мусорную корзину целый сезон, в который раз вернувшись в процессе развития клуба к нулевой отметке. В словах тренеров и игроков звучат не только разочарование, но и безысходность и это, по сути, главная проблема «Ротора». Реанимировать клуб, в котором никто не желает играть, – бессмысленно, а значит вновь придется начать все сначала.

Понять и не простить

И тем, кто за это возьмется, чтобы не наступать на очередные грабли, необходимо подумать о структурной реформе, пересмотреть всю программу (если таковая есть) развития клуба, от концепции до конкретных исполнителей. Та модель развития, которую реализует нынешнее руководство «Ротора», безнадежна. При внешней вариативности, последние три года она неизбежно приводит к одному финалу – краху всех надежд болельщиков, предбанкротному состоянию. И все это сопровождается поднадоевшими мантрами о важности «социальной миссии клуба».

И здесь важно уйти от смысловой ловушки. Если разобраться, то составляющие «социальной миссии клуба» в нынешних жизненных реалиях совсем в другом: хорошая игра команды, отсутствие долгов и реальный карьерный лифт для воспитанников местных футбольных школ. Если ни в одном из этих компонентов клуб в течение длительного времени не преуспел, необходимо вносить структурные, а не косметические изменения.

Ветер перемен

Сегодня в футболе отчетливо выделятся два разнонаправленных вектора развития клубного хозяйства. Вариант «fast -club» («Анжи», «Челси», «Манчестер Сити») – когда хотят все и сразу. И вариант «step by step» («Краснодар», «Аякс», «Реал Сосьедат»), когда строительство клуба идет постепенно и строительство начинается со спортивной школы. И в том, и в другом варианте, безусловно, есть свои плюсы и свои минусы, но схожи они в одном: выбирая концепцию развития клуба, акционеры совершенно точно знают, какие цели хотят достичь в среднесрочной перспективе. У кого-то получается, у кого-то нет, но план «А» у них есть. А есть ли планы развития у клуба-мотылька, жизнь которого ограничивается одним сезоном? Ответ очевиден, и я уверен, что волгоградским болельщикам он не нравится.

Впрочем, радует то, что с изменениями в высших региональных эшелонах власти появилась реальная возможность обнулить все прежние договоренности и кардинально изменить систему координат, в которой существует нынешний «Ротор». Очевидно, что время бюджетораспределителей в российском клубном хозяйстве безвозвратно прошло. Примитивный уровень взаимоотношений клуба и власти – дайте нам необходимый бюджет, а мы, если сумеем, вам обеспечим «социальную миссию» – уже не работает. О нем просто надо забыть. Деньги в футболе решают многое, но не все.

Сегодня на первый план в клубном строительстве выходит программный подход и грамотный финансовый менеджмент. И, конечно, руководство клуба непременно должно быть в числе акционеров, чтобы за свои управленческие решения несло не формальную, а реальную солидарную финансовую ответственность и рисковало в том числе и своими деньгами. Только тогда модная ныне в Волгограде «топиарная» политика – внешний блеск при видимой внутренней пустоте – уступит место адекватной «дорожной карте» развития клуба, рассчитанной более, чем на один сезон. Ну или вскоре всем нам не останется ничего другого, кроме как пойти по пути итальянского клуба «Бари» и ввести региональный хештэг #купиротор.

#КУПИБАРИ

Это случай пробуждения общества вокруг футбольной команды занятен сам по себе, откуда на него ни посмотри, хоть из Франции, хоть из Турции. Но смотреть на него из России всего лишь с любопытством никак не получается. «Бари» глаз режет, глаз слезится.

В феврале нынешнего года итальянский клуб «Бари» остался без хозяина. После 35 лет правления знаменитая семья Маттарезе была отстранена от «Бари». Перед отстранением клуб обанкротили с 37 миллионами долга. В последние годы Маттарезе вообще своих не тратили – просто брали кредиты.

Узнав об этом, почти мертвый футбольный город Бари принял уход Маттарезе как падение старой династии тиранов. На первую же игру свободной эры «Бари» пришло 15 тысяч вместо обычных одной-двух. Потом – 20, потом – 32 528. Это немыслимая цифра для серии «В». Столько в этом турнире могли собирать только «Фиорентина» и «Наполи». Цены на билеты назначили символические: «пятерка» – за ворота, «десятка» – в центр. Но люди сразу поняли цену этого символа. Так, пока команда не принадлежит никому, она стала принадлежать городу.

Все содержимое кассы уходило на выплату какой-то части зарплат игрокам. Ну а что – с миру по пятачку, и вот уже на том матче с 32 тысячами зрителей выручили больше 200 тысяч евро. При этом на пропитание «Бари» нужно примерно 500-600 тысяч евро в месяц.

И только что тихо помиравший на дне турнирной таблицы «Бари» вдруг задрыгался, забарахтался, с выпученными глазами вынырнул на свет белый и теперь уверенно гребет в зоне плэй-офф серии «B». То есть может так случиться, что в серию «А» выйдет команда без владельца.

Призывавшие через социальные сети приходить на футбол игроки «Бари», после второго, пустопорожнего, аукциона сфотографировались с картонными коробками, изображая бомжей. На картонных коробках было написано «Купите «Бари». Призыв был моментально подхвачен. Сегодня у Миланского собора знаменитые уроженцы "Бари" регулярно устраивают флешмоб с хэштэгом #compratelabari (#купибари), собирая средства и пополняя таким образом кассу клуба. То, что еще пару месяцев назад не вызвало бы ничего, кроме презрительной иронии, вдруг заработало, как банан Дани Алвеса – из иронии родился эпос.

Игорь Порошин 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру