Судный блог

Волгоградские блогеры и юристы считают закон о блогерах неэффективным

Волгоградские блогеры и юристы считают закон о блогерах неэффективным

Все на регистрацию

На днях был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». С 1 августа блогеры, у которых частота ежедневных посещений составляет более 3 тыс., должны будут добровольно, а в случае промедления принудительно пройти регистрацию и выполнять нормы российского законодательства в отношении распространения информации, как и традиционные СМИ. Тема моментально стала одной из центральных в Рунете, ведь количество активных пользователей только в одной сети «ВКонтакте» составляет более 60 млн уникальных посетителей в день.

Но если к необходимости элементов регулирования блогосферы у многих вопросов нет, то к самому тексту документа их много. Самой простой для понимания частью являются права и обязанности блогера. Если разобраться, то в них нет ничего принципиально нового. Запрещено разглашать государственные тайны, распространять порнографию, призывы к терроризму и информацию о частной жизни граждан без их согласия. Придется соблюдать ограничения во время предвыборной кампании.

И, пожалуйста, без мата

Запрещается распространение в блогах информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Устанавливается запрет на использование сайта или страницы сайта в сети в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений. Последнее особенно актуально, так как блогосфера, которой пользователи зачастую доверяют больше, чем СМИ, этим часто грешит. Среди новаций – необходимость будет следить за комментариями (теперь и за них блогер несет ответственность) и в случае нарушений их удалять, а также запрет на «святое» – использование нецензурной брани. Любителям крепкого словца придется искать для выражения мыслей более изящные эвфемизмы.

Вопросы без ответа

Но если с обязанностями новых СМИ все более или менее понятно, то в отношении прав и особенно правоприменительной практики много неясностей. Причем даже профессиональным юристам и экспертам в области сетевых коммуникаций.

К примеру, не ясно, кто такой организатор распространения информации? IT-специалисты так и не смогли выбрать между владельцем сайта, хостером и непосредственно системным администратором. С его обязанностями тоже все очень сложно. Более того, в законе не указано, какой конкретно «федеральный орган исполнительной власти» уполномочен осуществлять контроль за его деятельностью.

Многих блогеров поставило в тупик определение, кого следует считать блогером. В законе прописано, что блогер – «владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет». Сразу же появляется масса вопросов. Является ли пользователь блогплатформы или страницы в социальной сети ее владельцем? Какие информационные ресурсы могут быть рассмотрены в качестве блога, а какие сайтом? По количеству посещений тоже не все ясно. По каким стандартным инструментам веб-аналитики должен производиться замер посещаемости? За какой срок должна цифра в 3000 посетителей стать ключевой в появлении нового блогера?

Исполнить то, не знаю что

Есть у законодателей вопросы и к формальному оформлению закона. В тексте фигурируют различные термины. Такие, как «перечень личных, семейных, домашних нужд» и «состав информации, подлежащей хранению», «место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» и «порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет, связанной с хранением такой информации», определяемые Правительством Российской Федерации. При этом термины есть, а разъяснения, что они значат, нет. А ведь детализация может как породить новые вопросы, так и разрешить некоторые из уже поставленных.

Очевидно, что пока закон сырой и непроработанный. С этим согласны все, в том числе и авторы. До вступления его в силу еще есть время, и Государственной Думе стоит серьезно его доработать, внеся необходимые поправки. О необходимости регулирования контента в Сети говорить не приходится. Учитывая специфику Интернета, это действительно сложно. Первые шаги сделаны, уверены, что корректировки будут внесены и закон начнет работать для людей, принося реальную пользу.

Сергей Малахов, юрист:

– Данный закон не является каким-то новым и неожиданным поворотом в регулировании отношений, связанных с распространением информации в сети Интернет. Принятие такого закона полностью соответствует тенденции, обозначенной ранее принятием иных законодательных актов. В частности, таким актом был Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором законодатель предпринял попытку некоторым образом урегулировать информационные отношения в сети Интернет. По сути, рассматриваемый закон лишь распространяет правила, которые существуют в обычной информационной сфере, на отношения, связанные с сетью Интернет. При этом некоторые из этих правил конкретизированы.

К сожалению, рассматриваемый закон нельзя признать проработанным надлежащим образом. Использованные в нем правовые конструкции не обладают той степенью четкости и однозначности, которая необходима для нормативного акта такого уровня. В ряде случаев усматривается излишняя расплывчатость формулировок. Некоторые положения дублируют уже действующие положения законодательства. В связи с этим имеются основания считать, что при составлении рассматриваемого закона были нарушены правила юридической техники.

Безусловно, новизна сети Интернет как явления в жизни общества, ее технические и организационные особенности, сложность и скорость развития является причиной того, что в правовой науке отсутствует необходимый массив качественных исследований отношений, связанных с сетью Интернет. Это, в свою очередь, обуславливает недостаточное качество законов, направленных на регулирование таких отношений. Однако они очень нужны. Стоит отметить, что до недавнего времени со ссылкой на глобальность сети Интернет высказывались сомнения в возможности каким-либо действенным образом регулировать отношения, которые возникают и развиваются в связи с Интернет. Однако практика показала несостоятельность этих сомнений, и тенденция правового регулирования таких отношений стала общемировой.

Сергей Стукалов, посол ЖЖ в Волгограде, автор и руководитель социального проекта «Волгоградская школа блогеров»:

– Я сторонник любых законодательных инициатив, касающихся блогосферы. Но этот закон, по-моему, не проработан. Дело в том, что в нем очень много обтекаемых понятий. В законе не говорится, что такое блог. Для многих людей блогерство – хобби, и они выкладывают на своих ресурсах фото друзей, какие-то шутки, и вдруг в один момент блог набирает 3 тысячи просмотров и становится СМИ. Это не совсем справедливо. Кроме того, не всегда будет реально установить, кто действительно сидит в Сети.

Вместе с тем закон позволяет блогерам юридически укрепиться на медиарынке. Блогеры уже давно полноправные участники медиапространства. Закон позволил юридически оформить это участие, и это большой шаг вперед. Также хочу отметить, что это не так уже просто – набрать 3 тысячи просмотров. Например, в Волгограде нет таких блогеров. Вообще, складывается ощущение, что разработчики законопроекта представляют себе целую армию блогеров, которые ничем не заняты, а занимаются только написанием постов. На деле же все не так – если не принимать во внимание блоги, странички в соцсетях всевозможных селебритиз, то выяснится, что просмотров у всех остальных по сравнению с ними не так уже много.

Максим Никитин, блогер:

– Закон о блогерах, на мой взгляд, не эффективен в том плане, что затрагивает только несколько десятков крупных топовых блогеров. Согласно закону регистрация требуется только тем, чей блог набирает более 3000 просмотров в день. Но эти люди, как правило, являются жителями столицы. Среди региональных блогеров такое количество просмотров набирают 50-100 человек в лучшем случае. Среди волгоградцев таких нет совсем, поэтому, исходя из нынешней ситуации, нашего региона это вообще никак не коснется. Непонятно, для кого и для чего этот закон был принят.

Даже если бы количество просмотров было в разы ниже, есть еще одна проблема, состоящая в механизмах отслеживания посещаемости. Допустим, сегодня мой пост просмотрело 10 человек, завтра я напишу другой, который заинтересует уже 10 тысяч. Каким образом будут высчитывать посещаемость?

Часто нежелательная информация транслируется не блогерами, а так называемыми ботами – виртуальными пользователями – и для препятствия ее распространения необходимы иные законодательные механизмы.

На данный момент меня лично закон не затрагивает. Остальных активных участников волгоградской блогосферы тоже. Поэтому мы спокойны. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру