ДесятиКЛАССНЫЕ УЧЕНЫЕ

Американская корпорация Intel заинтересовалась изобретением волгоградских учащихся

Ученики 10 «Б» лицея № 2, что в Краснооктябрьском районе, Евгений Попов и Артем Федотов утверждают, что им нравится все, что интересно. Однако сейчас их внимание не распыляется по мелочам, а сосредоточено на собственном изобретении.

Американская корпорация Intel заинтересовалась изобретением волгоградских учащихся

Ученики 10 «Б» лицея № 2, что в Краснооктябрьском районе, Евгений Попов и Артем Федотов утверждают, что им нравится все, что интересно. Однако сейчас их внимание не распыляется по мелочам, а сосредоточено на собственном изобретении. Оно и понятно, ведь совсем скоро ребята представят свою уникальную разработку на суд зарубежного жюри.

 

На лифте – в будущее

Не так давно в Санкт-Петербургском государственном университете состоялось награждение победителей девятого всероссийского Балтийского научно-инженерного конкурса. На нем были представлены работы учеников старших классов средних общеобразовательных учреждений. В главном здании СПГУ собралось более 270 школьников 14-18 лет из 45 регионов России. На первый этап конкурса было подано свыше 500 заявок по секциям программирования, техники, физики, математики, биологии и химии.

 

Среди победителей Балтийского инженерно-научного конкурса – наши земляки, Евгений Попов и Артем Федотов. Они представили собственную разработку под названием: «Программа манипуляции курсором с помощью голоса для людей с ограниченными возможностями». Какова история изобретения и что оно из себя представляет – об этом мы сегодня и хотим рассказать.

 

Восхождение к успеху началась прошлым летом. Учитель информатики Наталья Карпова обрадовала Женю и Артема перспективой провести часть каникул в летней научно-образовательной школе под названием «Лифт в будущее». Она находится под Звенигородом, в пансионате «Университетский». Предназначена для учащихся 7-10-х классов. Основные задачи летней школы – выявление творческих способностей, создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных школьников. Партнером «Лифта в будущее» по организации и проведению летней школы является МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Завис в степи программирования

Конечно же, не каждому туда можно было отправиться – брали за заслуги. Все 100 школьников, приглашенных в летнюю школу, – призеры всероссийских и международных конкурсов, но главное – они создатели собственных научных проектов.

 

Наши земляки – как раз из этой когорты изобретателей. У каждого – по десятку грамот. Не только за успехи в области теории, но и за разработки реальных проектов. Плюс призовые места в олимпиадах различного масштаба.

 

– Участвовать в олимпиадах не так интересно, – тем не менее уверяет Артем и поясняет: – Достаточно прорешать сборник олимпиадных задач и узнать несколько приемов, потом они повторяются.

 

Простим ребятам этот юношеский максимализм, в конце концов именно благодаря ему они пытаются доказать друг другу и всему миру собственную значимость.

 

Очевидно, что, помимо собственных способностей, большую роль в их продолжающемся становлении играют преподаватели. Юные изобретатели прошли обучение в волгоградском политехе. Ходили на спецкурсы, а потом еще и сдали президентский тест, в три раза перекрыв необходимый результат.

 

– Легкие задания были, – утверждает Евгений Попов. – Нас готовили к чему-то более сложному.

 

Зато ярким воспоминанием для ребят остались пешие «прогулки» с первого на 14-й этаж в новой пристройке политеха – лифт частенько не работал.

 

По окончании курсов им выдали соответствующий сертификат. Правда, он отнюдь не обладает силой открыть двери того же самого ВолГТУ для дальнейшего обучения ребят в качестве студентов, но для преподавателей любого технического вуза послужит определенным пеленгом.

 

Артем Федотов в 2011 году еще и участвовал в городском конкурсе на лучший интернет-сайт «Электронный Волгоград». Сайт, который он разрабатывал вместе с одноклассником Рыжковым Ильей, победил в номинации «Лучшие познавательные сайты». А в номинации «Лучшие вэб-проекты» он – опять же вместе с Ильей – заработал первое место за форматирование музыкального сайта группы System of a Down.

– Пока учился сайты делать – было интересно заниматься этой работой, – говорит Артем. – А потом как-то зашел в степь программирования, да так там и остался. Завис, одним словом.

 

«Вопилка» превратилась в миссию

В летней школе у волгоградских ребят куратором был Алексей Гусев – студент факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, окончивший специализированный научно-учебный центр им. А.Н. Колмогорова. Там же он еще вел физику и программирование.

 

– В летней школе мы изобрели компьютерную игру «Виртуальный лайнер», – говорит Евгений Попов. – Принцип такой: чем громче кричишь в микрофон, тем выше лайнер поднимается. Мы игру называли "шумолет" или «вопилка».

 

Ребята говорят, что поначалу это была просто забава. Но потом им пришла в голову идея «оснастить» это изобретение какой-то практической функцией. И тогда решили сделать устройство помощником для людей с ограниченными возможностями. Голос должен был помогать управлять курсором на компьютере людям с ограниченной подвижностью рук. Постепенно вызревала идея и голосового управления для инвалидной коляски.

 

По утрам в летней школе шли занятия. Вечером в основном возникала альтернатива – куда пойти: на кружок, продолжать «учиться и учиться», или на общественные мероприятия, к коим относились: дискотеки, посиделки у костра, песни под гитару и прочие не менее важные для молодежи занятия. Если у других мальчишек и девчонок такого вопроса не возникало (общественные мероприятия брали верх однозначно), то волгоградцы зачастую принимали альтернативные решения.

 

– Если нужно было что-то доделать, мы, естественно, отправлялись на кружок, – говорят изобретатели.

 

Когда разработка «голосового помощника» была завершена, ребята приняли участие в конкурсе «Ученые будущего», который проходил в МГУ в рамках фестиваля науки в октябре 2012 года. Но, как сами признают, «проект был еще сырой и требовал основательной доработки». Наши "кулибины" хоть и вышли в финал «Ученых будущего», призового места не заняли. Но Алексей Гусев убедил своих подопечных продолжить работу.

 

Алексей был уверен, что тема инновации у волгоградцев в виде социального проекта с перспективой конкретного применения – очень выигрышная. Ею вполне могут заинтересоваться мировые электронные корпорации, такие, в частности, как Intel. Артем и Женя согласились с его доводами и взялись доделывать проект, чтобы попасть к концу января на Балтийский инженерно-научный конкурс.

 

Оцененные Intel

Изобретатели вернулись в Волгоград. Без дела не сидели. Корпели над проектом, дорабатывали детали. И не зря. Они приняли-таки участие в питерском проекте "Балтийский инженерно-научный конкурс» – и выиграли Гран-при. Хотя борьба за участие в мировом соревновании была нешуточной.

 

Всего на «Балтийский инженерно-научный конкурс» было представлено более 250 проектов из разных областей знаний. Артем и Женя продемонстрировали управление курсором на экране своего ноутбука. Ребята подобрали звуки для команд курсора так: определенные гласные звуки соответствовали движениям (вправо, влево, вверх, вниз), щелчок мыши означал звук «ч». Звуки, а не слова, в качестве управляющих команд были выбраны для того, чтобы программой могли пользоваться носители разных языков. Артем и Женя сумели сделать так, чтобы компьютер распознавал звуки правильно и сам удалял шумы. Ребята даже добились, чтобы их программа не реагировала на посторонние звуки в помещении.

 

Теперь в мае волгоградские гении поедут представлять свой проект в Аризону. Именно там, в городе со сказочным названием Феникс, состоится финал одного из самых престижных международных конкурсов Intel ISEF.

 

К слову, конкурс «Ученые будущего», как и «Балтийский инженерно-научный конкурс», входят в узкий круг научно-технических соревнований для школьников, которые в России поддерживает американская корпорация Intel. Победителей Intel и приглашает на финал своего международного конкурса International Science and Engineering Fair (Intel ISEF), который проходит в США каждую весну.

 

Любопытно, что у победителей столь престижного конкурса не было в роду ни инженеров, ни программистов. Но и тот, и другой с малых лет обожают технику. Артем так вообще в пятилетнем возрасте радио смастерил. А его друг Евгений сызмальства помогал родителям чинить чайники. Когда в лицее начались уроки информатики, ребята сразу увлеклись программированием.

 

Поэтому, кроме своего куратора Алексея Гусева, ребята очень благодарны своему учителю информатики Наталии Карповой, которая, кстати, помогала им с теоретической частью проекта.

 

Изобретаем мы, производят в Китае

Слава о юных гениях разнеслась по всему Волгограду.

 

– К нам в лицей стали звонить представители разных телеканалов с просьбой показать коляску. Все были уверены в ее существовании и думали, что мы зачем-то ее в холле прячем, – улыбается Женя.

 

На самом деле коляска находится в процессе сборки. Сейчас ребята ждут, когда доставят необходимые для нее детали. Они заказывали их по Интернету у зарубежных производителей.

 

– Это особый набор с платой и деталями, – говорят они научно-прописные истины. – Не то что в Волгограде, в России таких нет. Вот и пришлось обращаться к нашей палочке-выручалочке – к китайскому производителю.

 

А пока посылка добирается, ребята продолжают заниматься любимыми занятиями. Евгений и Артем – активные ученые. Книги, спорт, фильмы, языки – все это им тоже очень нравится. Кто знает, может, следующее изобретение станет синтезом всех их увлечений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру