Для шестерых совсем еще молодых людей все оборвалось внезапно. Как на войне. Они жертвы войны боевиков с Россией. Память о них и подробности теракта останутся в сердцах земляков на долгие годы. В последний путь совсем молодых девчонок и мальчишек провожали сотни людей, родственники, однокурсники, знакомые и незнакомые волгоградцы, в сердце которых прогремело эхо того взрыва в автобусе.
Говорили как о живых
Погибших 18-летнего Кирилла Литвиненко и 16-летнего Максима Леткова хоронили на кладбище Красноармейского района в одно и то же время. Даже могилы их расположены рядом. Мальчишки дружили с прошлого года. У них были общие интересы и увлечения…
Приходить и подъезжать люди начали примерно за час до начала отпевания. Больше всего было молодежи, бывшие одноклассники, нынешние однокурсники. Определить, кто пришел к Максиму, а кто к Кириллу, было несложно. Время от времени слышались имена мальчишек. Одни вспоминали школьные годы, другие обсуждали события прошлой недели. Спокойно и тихо. Казалось, что говорят о живых людях, которые вот-вот появятся… Яркое солнце как будто освещало последние часы и минуты, которые ребята находились рядом со своими родными и близкими.
Но спустя некоторое время волнение начало нарастать. Охранники кладбища дали понять, что ритуальные автобусы прибудут с минуты на минуту. Как натянутые струны люди стояли по обеим сторонам дороги. Настала полная тишина. Но появление первой машины вмиг перерезало эти струны и всеобщее напряжении сменилось тихим гулом, перерастающим в плач…
Пострадали самые младшие
Автобус № 29 «Юбилейный-Кардиоцентр» традиционно называется студенческим. Этим маршрутом пользуются в основном студенты и учащиеся техникумов, колледжей и училищ Кировского района, проживающие в южной части города.
– В понедельник, 21 октября, после окончания занятий в него сели 16 наших учащихся, самые младшие, – пытаясь скрыть волнение, рассказывает Михаил Кисиль, директор Волгоградского политехнического колледжа им. Вернадского, – и большая часть из них оказалась в числе пострадавших. С самого первого дня мы на постоянной связи с ними, всем и всегда готовы помочь. Искренне желаем им скорейшего выздоровления и ждем на занятия. К сожалению, в числе погибших наша выпускница Виктория Конева. В этом году она только поступила в аграрный университет…
Ребят из колледжа стараются оградить от подробностей происшедшего, не разрешая в стенах учреждения общаться с прессой. Вчерашние девятиклассники – это ж совсем еще дети…
На месте произошедшего, недалеко от остановки «Лесобаза», поток людей не прекращается. Портреты погибших утопают в цветах и мягких игрушках. За неполные полчаса здесь останавливается до десятка машин. Боль утраты не терпит равнодушия…
Фото за час до смерти
В четверг утром похоронили двух студенток-первокурсниц аграрного университета – Викторию Коневу и Машу Попадинец. Они учились в одной группе на экономическом факультете и возвращались с практики с одного из базовых хозяйств "Горная поляна". До места и обратно их должен был везти университетский автобус. Но на обратном пути девчонки решили не возвращаться в вуз, вышли раньше и пересели на рейсовый автобус, хотели быстрей добраться до дома.
– В тот день они работали в первую смену, вышли на остановке "Горная поляна" и сели в автобус № 29, – рассказывает Маргарита Решетникова, руководитель медиа-центра аграрного университета. – Маша жила в Карсноармейском районе, Вика – в Светлом Яре. Обеим было по дороге.
За несколько дней до теракта, 17 октября, Маша отметила день рождения. Ей исполнилось 18 лет. Тогда же состоялось посвящение первокурсников в студенты.
– Виктория поступила в университет после колледжа, это была ее вторая попытка, – продолжает Маргарита Решетникова, – в первый год не хватило баллов. Она была счастлива: поступила, все мечты начали сбываться…
Однако за свою короткую жизнь Виктории пришлось пережить немало трагедий и утрат. В 12 лет у нее умерла мама, и ее растили тетя и дедушка.
Примерно за час до взрыва Маша успела сфотографироваться: снимок группы на «картошке» облетел весь Интернет. Улыбающаяся светловолосая красавица с длинной косой сразу бросается в глаза…
Группа, в которой учились девочки, очень дружная. Несмотря на то что они только начали узнавать друг друга, с первого дня все как-то сроднились и держались всегда вместе. И Маша, и Вика были одними из самых активных студенток, обязательными и прилежными. Группа вокруг них и крутилась.
Проводить в последний путь своих однокурсниц поехали всей группой. В 8 часов утра от университета отправились два автобуса. Сначала попрощались с Машей, которую похоронили на красноармейском кладбище. Потом поехали в Светлый Яр, к Вике…
Узнав о гибели волгоградских студенток, многие вузы откликнулись на беду. Деньги для семей погибших собирали всем миром. И эта оперативная финансовая поддержка оказалась хорошим подспорьем в первые дни после взрыва автобуса.
Друзей похоронили рядом
Кирилл Литвиненко и Максим Летков учились на втором курсе ПТУ № 26. Были, как говорится, закадычными друзьями. Сидели за одной партой, занимались спортом и вместе строили планы на будущее…
– После занятий на остановку они отправились втроем, торопились, чтобы побыстрей попасть домой, а потом собирались на тренировку в спортзал, – рассказывает Ирина Мерзоева, заместитель директора по учебно-производственной работе. – Третьим был Саша Киселев. Он уехал чуть раньше на 102-м автобусе, а Кирилл и Максим в него не поместились и поехали на следующем. Как раз подошел 29-й, там было посвободней.
С дрожью в голосе и подступающими слезами Ирина Александровна рассказывает о своих учениках. Обычные хорошие ребята. Учились на машинистов технологических насосов и компрессоров, стали бы специалистами по холодильному оборудованию. Оба они жили в Красноармейском районе. Вместе ходили в тренажерный зал. Обоих воспитывали матери-одиночки. У Кирилла папа умер, а у Максима родители развелись. В Волгоград Летковы приехали из Сургута.
Сыновья были единственными детьми в этих маленьких семьях. Даже имена у матерей одинаковые – обе Светланы Николаевны. Мама Максима работает в ветеринарной лаборатории, мама Кирилла – уборщицей на одном из предприятий города.
– Максим у нас все худенький был, а в этом году 1 сентября такой накачанный пришел, – вспоминает Ирина Мерзоева. – Оба мальчишки серьезные, адекватные и понятливые. Максим все говорил нам: «Вы обо мне еще услышите, через 10 лет я буду бизнесменом». Мальчишки дружили с первого курса и вместе строили планы на будущее: мечтали заняться бизнесом, теплицы хотели завести – огурцы выращивать.
О гибели мальчишек в училище узнали на следующий день. Просматривая видео места происшествия в Интернете, заметили приметную голубую куртку Максима. По телефону "горячей линии" им сообщили, что в списках погибших значится и фамилия Литвиненко…
– Хорошие пацаны были, занимались спортом, дружили, – говорит Илья, однокурсник, – не представляю даже, каково теперь их матерям.
– Кирилл был человеком с обостренным чувством справедливости и пострадал от чудовищной несправедливости, – поделился один из знакомых погибшего. – Это неправильно, обидно и больно…
Незадолго до трагедии во всех группах в очередной раз напоминали, как следует себя вести себя в общественном транспорте и при возникновении различных конфликтов.
– Мы всегда им говорим о том, чтобы они были бдительными и смотрели внимательно на окружающих, – рассказывает Надежда Шевченко, преподаватель литературы, – еще раз заострили на этом внимание после случая в Бирюлево. А тут девушка в хиджабе... Говорят, ребята погибли мгновенно, а вот их матери будут умирать медленно… Одни слезы…
Проводить в последний путь ребят пришли Даша, Маша и Антон.
– Мы вместе занимались в тренажерном зале, там и познакомились, – говорит Даша, – а недавно Максим написал мне сообщение в одной из социальных сетей…
– Я каждый день езжу в общественном транспорте до аграрного университета, и на всех людей теперь смотрю с подозрением, – делится своими мыслями Маша. – И если я увижу женщину в хиджабе, то тут же выйду. Честно говоря, я чувствую себя беспомощно…
Проститься с ребятами собрались не только родственники и знакомые. Разделить горечь утраты пришли почти незнакомые люди.
– Мы собирались вдвоем с внучкой, она училась вместе с Кириллом, – не скрывая слез, говорит Раиса Стасюк, – девочка до сих пор вся в слезах, прийти не смогла, и попросила меня запомнить, где его могила.
Погибших мальчишек привезли друг за другом. Катафалки сразу проехали к церкви. Обряд отпевания и гражданская панихида проходили при закрытых гробах. Ребята – однокурсники и друзья – встали в круг, обняли друг друга за плечи и стояли молча, пытаясь пережить горе, собравшись в единый кулак. Родители прижимали крепче своих детей, как будто пытаясь защитить их от невидимого врага… С каменным лицом у могилы своего сына стояла мама Максима. Не сдерживая эмоций, рыдала мама Кирилла...
Больше 500 человек пришли на церемонию прощания с погибшими в результате теракта в волгоградском автобусе. Искренние соболезнования родным и близким от имени всех жителей региона выразил губернатор Сергей Боженов. Вместе с другими волгоградцами он приехал проводить ребят в последний путь.
Сегодня волгоградские и московские врачи делают все возможное, чтобы спасти выживших. В качестве материальной помощи пострадавшим и семьям погибших было выделено 16 миллионов рублей из регионального бюджета.
Напомним, что распоряжение о выделении денег из резервного фонда правительства Волгоградской области глава региона подписал сразу после теракта вечером, 21 октября. Родственники, которые потеряли своих близких во время взрыва, получили региональные выплаты по 1 миллиону рублей. 24 октября правительство области перечислило деньги 36 пострадавшим. 27 человек с травмами легкой и средней степени тяжести получили выплаты по 100 тысяч рублей, 9 человек с тяжелыми ранениями – по 400 тысяч. Помощь была оказана как пациентам, находящимся в волгоградских больницах, так и тем, кто переведен на лечение в московские клиники. В настоящее время эта материальная помощь уже перечислена 29 волгоградцам.
На месте теракта появился поклонный крест
Вчера на месте взрыва автобуса № 29 состоялся траурный митинг, приуроченный к девятому дню поминовения усопших. Вместе с родственниками, знакомыми погибших и очевидцами трагедии в нем принял участие губернатор Волгоградской области Сергей Боженов.
Собравшиеся почтили память шестерых погибших волгоградцев минутой молчания. В этот же день здесь появился поклонный крест. Идею установки памятного символа предложили владыка Герман и Сергей Боженов. Кроме того, на этом месте решено построить часовню.