Поиграем в декаданс

Умершие заводы портят внешний вид Волгограда, а интересные проекты запираются в стол

Одна из наших «достопримечательностей» – возле остановки общественного транспорта "Бакинская". Листы выгнутого железа, выполняющие функцию забора, а за ними пустые глазницы окон маргаринового завода.

Умершие заводы портят внешний вид Волгограда, а интересные проекты запираются в стол

Мимо этих развалин мы ежедневно проходим. Привыкли и уже давно не замечаем руин, пугающих гостей нашего города. А ведь они находятся в самом центре города.

Планов – громадье

Одна из наших «достопримечательностей» – возле остановки общественного транспорта "Бакинская". Листы выгнутого железа, выполняющие функцию забора, а за ними пустые глазницы окон маргаринового завода.

По информации руководителя комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда Александра Моложавенко, судьба его не вполне определена. Сама территория находится в частной собственности.

– Подходили ко мне проектировщики, которые занимаются сейчас этой территорией, – говорит он. – У них есть планы, касающиеся территории маргаринового завода. Как вариант – предполагается сделать там жилую застройку.

Что касается самого строения завода, то с ним вообще ничего не понятно. Здание – объект культурного наследия. Поэтому если там и предусмотрена какая-либо реконструкция, то осуществлять ее можно только после соглашения через лицензированную организацию, занимающуюся подобного рода работами. Разумеется, все действия должны пройти согласование с министерством культуры Волгоградской области. А раз это объект охраны, трогать планировку здания нельзя. Судя по внешнему виду самого здания, к нему вообще не хотят прикасаться. А ведь были планы у различных проектных организаций сделать из маргаринового завода музей современного искусства или даже «Нобелевский городок Царицына». К сожалению, пока идеи лишь витают в воздухе, никак не воплощаясь и не изменяя к лучшему реальность.

Типичная история

Другие центральные развалины – умирающий прямо на глазах у прохожих завод медицинского оборудования. Мы действительно видим процесс разложения. Остовы некогда мощного производства возникают в разных точках Ворошиловского района.

– По заказу собственника было сделано проектное предложение, прошедшее предварительное согласование, – говорит председатель коллегии некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Проектный комплекс «Нижняя Волга» и экс-главный архитектор Волгоградской области Александр Вязьмин. – Согласно проекту на месте завода появится жилой квартал. Достаточно интересный и красивый проект, пока никаких других предложений не было. Но когда там начнется строительство, сказать очень трудно.

Как одна из версий – планы «слегка» отодвинул кризис 2008-го. А ведь когда-то отчаянно бился за судьбу завода и его рабочей силы депутат Волгоградской городской думы Федор Литвиненко.

– Я попал на митинг, который заводчане устраивали у стен завода. Там они очень резко выступали, что, мол, депутаты молчат и ничего не делают, – вспоминает депутат. – Предложил им свою помощь. С письменным обращением от заводчан пошел в городскую и заводскую администрации. На тот момент было несколько сотен рабочих на заводе. Тогда все еще находилось в рабочем состоянии. Беседуя с руководством, я узнал, что китайцы начали производить аналогичное нашему медицинское оборудование. Если в качестве мы еще и могли посоревноваться, то в цене и современных технологиях уступали. Продукция волгоградского завода перестала быть конкурентной. На тот момент мы выпускали стоматологические кресла и оборудование, которые, как правило, уходили на склад. Завод еще какое-то время выживал за счет того, что областной комитет по здравоохранению командным образом ориентировал на завод заказы от школ, поликлиник. Но потом поменялась система, начали устраиваться конкурсы, и заказы практически прекратились. Востребована эта продукция не была, зарплату рабочим платить стало нечем. Завод обанкротился. Совещания на тему, как выходить из кризиса, ни к чему не привели. На тот момент, чтобы быть конкурентоспособными на рынке медоборудования, нужно было произвести большие затраты на переоборудование завода и обеспечение безопасности. Нужно было соответствовать всем стандартам, в том числе и экологическим. Энергетики поднимали цены, сталь дорожала, а продукция не могла конкурировать с китайской, потому что у них она была в разы дешевле. Началась распродажа оборудования, за счет чего затыкали долговые дыры. Обидно, конечно, за наш завод. Я столько времени ему посвятил, и мне было очень обидно, что помочь оказалось нельзя. Считаю, что тогда это даже больше был уровень Правительства РФ. Но в области это оказалась неподъемная проблема, Правительство РФ не вмешалось – и вот завод перестал существовать. Я сейчас часто проезжаю мимо того места, где стоял завод, печальное зрелище – все разрушено. Но на одной части завода, где некогда располагалось управление, сейчас построена гостиница. Вообще, это место идеально подходит для жилого комплекса, но что там будет строиться на самом деле, пока вопрос.

В общем-то подобную историю мы привели от начала до конца как гимн заводам. Ведь история завода медоборудования типичная для многих. Можно то же самое говорить практически о каждом «вышедшем в тираж» предприятии Волгограда – только успевай изменять названия.

На 2012 год от маргаринового завода оставалось несколько относительно целых корпусов. К зиме 2013-го таковых практически не осталось. Весьма кстати остатки завода задействовали в реконструкции Сталинградской битвы. Один только нюанс – эти красноречивые декорации в стиле «как после бомбежки» потом не сложили и никуда не убрали. Актеры ушли, а они остались. И все-таки, возможно, в скором времени исчезнут заборы, руины и вместо них появятся дома. Напротив практически умершего завода вырос новый отель с брендовым названием. Но неужели подобное соседство ни к чему не обяжет собственника земли, где стоически держатся руины из прошлого?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру