Долг шантажом красен

Берите кредиты - вас ожидают беспринципные банки и аморальные выбивалы

Их называют попахивающим канализацией словом «коллекторы». Их функция – выколачивать деньги. Их основной способ достижения цели - беспредел. Их действия во многом незаконны.

Берите кредиты - вас ожидают беспринципные банки и аморальные выбивалы

 

Их называют попахивающим канализацией словом «коллекторы». Их функция – выколачивать деньги. Их основной способ достижения цели - беспредел. Их действия во многом незаконны. Они зароняют зерна психологического воздействия в благодатную почву юридической безграмотности – и выколачивают деньги. Как бороться с коллекторами? На этот вопрос «МК-В» отвечает Михаил Алексеев, кандидат юридических наук, руководитель Волгоградской региональной общественной организации «Кредитный правозащитник».

Читатель в панике

Недавно в редакцию «МК-В» обратилась наша постоянная читательница Наталья Шаповалова. Она рассказала, что ее сын, прописанный вместе с ней, взял кредит в банке «Русский Стандарт».

- Я не то что не являлась его поручителем, я даже не знала, что он в это ввязался, - рассказала она нам. - Да я бы скорее отговорила бы его от этого шага – кому такой кабалы пожелаешь. Ему просто навязали карточку, он с нее снимал деньги, так как средств не хватало: ребенок маленький, жена сидит в декретном отпуске – типичная ситуация. А тут еще, считай, деньги – вот они, грех не воспользоваться.

Наталье Шаповаловой, несмотря на то, что к кредиту она не имела никакого отношения, надоедали звонками по выходным, звонили ночам и заявляли: «Вы - мама и несете ответственность за ребенка». На что женщина вполне резонно отвечала, что «ребенку» уже 33 года, и что он ее не спрашивал, брать ли ему кредит.

Хотя сын и значится прописанным в квартире своей матери, там он уже долгое время не живет. Но, несмотря на это, начались звонки с угрозами о том, что выставят на торги отведенные ему для проживания метры.

А как-то вечером Наталья Шаповалова пришла домой с работы – и оторопела. На двери ее квартиры висела яркая бумажка. Черным по красному, от имени Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, женщину извещали, что «жилое помещение будет вскрыто без вашего участия». Женщину охватила паника.

Мой дом – моя крепость

- В отношении расклеивания подобного рода наклеек, это мелкое хулиганство, - говорит Михаил Алексеев, руководитель Волгоградской региональной общественной организации «Кредитный правозащитник. – Ну, а то, что они представляются государственным органом, - управлением судебных приставов, - не являясь им, это уже мошенничество. Такими вещами занимаются те граждане, чье правовое поле вызывает сомнение.

Правозащитник информирует: чтобы возникло исполнительное производство, должен быть судебный акт. А раз его нет – то нет и основания для вскрытия квартиры. По поводу красной бумажки он посоветовал написать заявление в полицию, указав контакт, который расклейщик извещений недальновидно оставил.

Вообще, приставы могут проникать в жилище, но при совокупности определенных условий. Чтобы взломать дверь, нужно постановление на проникновение в жилище, а это не такая «быстрая» бумажка, что раз, подписал ее – и пришел. Банк, в этом случае, скорее всего, не станет тягаться с бюрократической машиной, которая, в конкретной ситуации будет работать против него.

Но некоторые волгоградцы двери перед нечистыми коллекторами открывают сами.

- Да, бывает, их почему-то пускают, те начинают мебель фотографировать расхаживать по комнатам, - продолжает правозащитник. – Мне непонятно, как можно пускать в свое жилье посторонних, которые ни при погонах, без каких-то удостоверений – мало ли что.

Михаил Алексеев советует в дом посторонних не пускать. Он также в подобных ситуациях рекомендует не теряться и говорить коллекторам: «хорошо, я в полицию обращусь, вы, когда соберетесь прийти описывать имущество, предупредите, я наряд вызову - они вам помогут».

Юрист учит, что нужно сделать, чтобы дать отпор коллектору. Прежде всего, попросить того назвать структурное подразделение, представиться, сообщить свою должность, имя руководителя структурного подразделения. Если он будет говорить, что не обязан представляться – не верьте ему, это не так, поскольку он должностное лицо и представляться обязан. Если он переводит тему – не позволяйте этого делать. Пусть ответит на вышеприведенные вопросы, оставит свой контактный телефон. Затем – перепроверьте информацию. Звоните в организацию, которую тот назвал (как правило, это региональное управление службы судебных приставов), уточняйте, значится ли там такой сотрудник.

- Есть у нас такая аудиозапись, когда стараются напугать и создают «гремучую смесь» из званий, - приводит пример Михаил Алексеев. - Жертв «Русского стандарта» из Волжского запугивала женщина, представившаяся майором полиции следственного комитета: «вы что, по статье хотите сесть», - кричала она в телефонную трубку. И говорила сущую нелепицу, что вот, дескать, у нее все рядом, стоит перейти в другой кабинет и дело готово. А ведь полиция и следственный комитет – два разных органа. Нужно спокойно и внимательно слушать, в основном, вся психология коллекторов построена по принципу, «что-то где-то кто-то слышал». Пара уточняющих вопросов – и грозная терминология разлетится, как карточный домик.

«Нет бабла – тебе хана»

К Михаилу Алексееву обращаются зашуганные и запуганные волгоградцы, которым коллекторы надоедают звонками целыми сутками. Некоторые из них, с более ранимой психикой, находятся на пределе. Некоторые из них признаются, что уже близки к тому, чтобы покончить со всем - покончив с жизнью. Но вместе они все же выруливают ситуацию. К волгоградскому правозащитнику за помощью обращаются даже с других городов. Так, например, недавно с Ярославля по электронке Михаил получил крик о помощи. Некоему Владимиру Гущину коллекторы прислали сообщение. Дословно (орфография и пунктуация сохранены):

«Володя, ты все-таки тупой наверное. мозги тебе не мешало бы вправить, чтоб за свои долги отвечал. Микрофинансовая организация нам сегодня передаст твой долг и мы будем с тобой общаться, кстати как здоровье у тебя и родни, дочку наверное пока с учебы не встречу ты деньги не вернешь??? А то мало ли что? она может и не дойти до дома. близких ты своих подставил конкретно. Родня то побогаче будет? короче я с коллекторского Кавказ-центр, завтра-15 тыс., чтоб были, в выходные к тебе подъедим. если не будет бабла хана тебе будет, деньги будешь зарабатывать на лечение дочки. в прочем все при встречи!!! жди.»

- В подобных случаях что делать – только в полицию остается обращаться, - говорит кредитный правозащитник. – Что касается общей ситуации по коллекторам – они очень сильно перегибают палку. Так, например, одной из сотрудниц местного кукольного театра, помимо дома, звонили еще и на работу. Самой девушке коллекторы грозили дочку пустить на органы, а ее саму на панель отправить.

По мнению юриста, подобные перегибы связаны с отсутствием четкого детального регулирования коллекторской деятельности. Если бы было прописано, что им делать можно, а что нельзя – было бы легче. По сути, сейчас коллектором может быть кто угодно и делать, что угодно.

Потрепать нервы за 25 тыс.

Михаил Алексеев изучил коллекторскую кухню изнутри. Так, по его словам, часть из специалистов данного поприща работают при штатах банка и занимаются прозвонами, или визитами к своим «жертвам». Другим коллекторским организациям банки передают долги. Они-то в большей степени и представляют более матерых и беспринципных «охотников за головами». Приобретя чужой долг, начинают его выбивать, прозванивая кого только можно, сидя в каком-нибудь кол-центре.

- У «Русского Стандарта», например, есть такая вакансия за 25 тысяч рублей: два дня работаешь, столько же отдыхаешь, смена – по 12 часов. Приходишь, и прозваниваешь людей, говоришь им, какие они плохие, - продолжает юрист. - Мы изучали этот вопрос, так, в Москве, например, на подобную должность предпочитают брать женщин с кавказским акцентом. При этом - полная конфиденциальность, вас никто не заложит, можете говорить, что хотите - так вот кто-то сидит, набалтывает ужасов, в перерывах спокойно попивая чаек с плюшками...

Обратный бонус

Иной банк задаст фору любому отпетому коллектору. ОАО «СКБ-Банк», ООО «Ренессанс Капитал», ОАО «Альфа-банк», «Экспресс-Волга» в той или иной степени засветились в подобной ситуации. Клиент приходит в банк, берет кредит, и за это в дальнейшем выплачивает процент по кредиту, сообщенный банком. Так быть должно. Но между идеалом и тем, как есть на самом деле – большая разница. Банку этого кажется мало, и он придумывает дополнительные услуги к кредиту. Мало того, что он их придумывает, так он их еще и начинает включать. Откуда ни возьмись вдруг возникает комиссия за саму выдачу кредита, или комиссия за расчетное обслуживание, или за обслуживание текущего счета, когда клиент вносит ежемесячный платеж. Очень распространенный вид комиссии – за досрочное погашение кредита.

- Но это все – незаконно, - информирует правозащитник. - Банк, как любая организация, может брать деньги за конкретно оказанные услуги. В чем выразилась такая услуга, как, например, ведение расчетного счета или выдача суммы? Есть же процентная ставка, на которую человек рассчитывает. Сделайте тогда ее больше, включите туда все эти комиссии и доводите до потребителя. По сути, эти все услуги навязаны, что и признается судом, когда мы выигрываем дела.

На западе были такие люди (в дальнейшем частые герои вестернов), которые за денежное вознаграждение занимались розыском и поимкой беглых преступников, дезертиров, а также лиц, подозреваемых в совершении преступлений и не явившихся на судебное заседание. Bounty Hunter, буквально «охотник за вознаграждением» превратилось в яркое «охотник за головами». Нынешние охотники за головами больше радеют за деньги. Как банки, так и коллекторы плевать хотели на простого человека – лишь бы с него три (а лучше - четыре) шкуры содрать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру