ФАКУЛЬТЕТ НУЖНЫХ ВЕЩЕЙ

В музее "Старая Сарепта" есть вилка Петра I

Музей-заповедник "Старая Сарепта", находящийся в Красноармейском районе, одно из самых любопытных мест Волгограда. Например, там находятся очень редкие музейные предметы.

В музее "Старая Сарепта" есть вилка Петра I

Музей-заповедник "Старая Сарепта", находящийся в Красноармейском районе, одно из самых любопытных мест Волгограда. Например, там находятся очень редкие музейные предметы. Некоторые из них, самые красивые и уникальные, имеющие свои легенды, корреспонденту «МК-В» специально достали из запасников фонда.

 

Императорская вилка

Говоришь «Сарепта», подразумеваешь «горчица». Конечно же практически у всех жителей в Сарепте были горчичницы. Такой предмет благодаря жителям появился и в музее. Крошечная серебряная горчичница и такая же миниатюрная ложечка. Размер имеет значение – сей продукт сарептяне предпочитали делать очень острым и употребляли его в небольших порциях. Поэтому и посудина для него делалась соответствующая.

 

Находится в музее очень редкий спиртовой настольный термометр 18-го века. Но только если все обычные термометры измеряют градусы в Цельсия, то этот хитрый прибор показывает температуру воздуха от -10 до +60 в Реомюрах.

 

Дорожный набор 19-го века спрятан в чехол из свиной кожи. Открываешь его и достаешь вилку и ножик.

 

– Набор принадлежал семье Люкштет, – говорит Юлия Красноглазова, главный хранитель музея "Старая Сарепта". – Люкштеты жили в Петербурге во времена Петра Первого. По легенде, этот самый дорожный набор был подарен семейству именно Всероссийским императором.

 

Но и сам по себе набор очень интересен. Рукоятка ножа вырезана из слоновой кости. Мастер изобразил на ней сцену и изречение из библейского сюжета. Сверху слоновой кости – янтарные накладки. К тому же оба предмета сделаны из серебра.

 

Подобный ценный подарок, сделанный музею, знатоками оценивается от 50 тысяч рублей. Кстати, все вещи с элементами, явно намекающими на драгоценность, обязательно проходят экспертизу в Саратовской пробирной палате.

 

Что в музей попало, то пропало

Но не всегда музею что-то дарят. Приходится и покупать какие-либо предметы старины. Например, за 800 рублей в 1991 году сотрудники приобрели серебряные десертную ложку, кольцо для салфеток и их историю.

 

– Тот, кто продавал нам эти предметы, поведал, как они к нему попали, – говорит хранитель музея. – Комплект был подарен сестру и брату, также являвшимся родственниками Люкштетов. Их подарили на рождество в Сарепте за то, что ребятишки пришли в интересных карнавальных костюмах, представлявших собой поводыря с обезьянкой.

 

Не секрет, что люди очень трудно расстаются со своими фамильными реликвиями. Бывает, что со временем родственники таких вот филантропов уже других совсем поколений хотят вернуть что-то переданное в музей. Но вряд ли у них что-то получится.

 

– Мы не можем, даже при всем желании, вернуть предметы, составляющие часть их семейной истории, поскольку все, что попало в музей, принадлежит его фонду, – говорит Юлия Красноглазова. – Но подобные «предметы с историями» для нас становятся еще более ценными.

 

Зато семьи, принесшие дары в музей, могут ходить туда чуть ли не каждый день бесплатно, а в экскурсиях будут звучать их имена и рассказываться именно их фамильные легенды. Кроме того, отдать фамильную ценность в музей – это еще один способ ее сохранить, ведь в домашних условиях это порой невозможно. С принесенной вещью работают реставраторы, научный отдел, а если что-то о ней неизвестно, отсылаются запросы в архивы, в том числе и в немецкий город Гернгут.

 

С фамильярностью

Под лежачий камень вода не течет – об этой истине знала предыдущий главный хранитель музея Валентина Мягкая. Знала и поэтому специально ездила по всему белу свету, собирая фамильные реликвии. Так, например, многие из вышеперечисленных ценностей она привезла из Сочи. Что-то покупала, что-то ей дарили.

 

– Тогда не было Интернета, и она находила все это по переписке, благодаря дружественным связям с родственниками немцев Сарепты, – продолжает Юлия Геннадьевна. – Так, узнавая, где кто живет, сама лично отправлялась уговаривать людей отдать в фонд музея какую-либо вещь. Покупала что-то и за свои деньги.

 

Музей собирает и предметы, относящиеся к периоду Великой отечественной войны. В те годы на территории Сарепты тоже шли бои. Сейчас в центре Сарепты расположена большая братская могила, в которой захоронено 1169 солдат.

 

– Очень многие школьные музеи одно время собирали всяческие предметы, касающиеся войны, – продолжает хранитель. – Потом они вдруг стали резко никому не нужны. Часть подобных фондов передали нам. Из них – фотографии 40-х годов, летные книжки, награды, благодарственные листы от Сталина.

 

Имеется даже пулемет "Максим", правда какой, системы "браунинг" или "Максим – Токарев", сейчас выясняют эксперты.

 

Есть в Сарепте и уникальный фонд религии, насчитывающий более 80 книг. Причем имеются даже рукописные молитвенники. Их немцы Сарепты записывали в трудовой армии в Казахстане за неимением типографских изданий. Они писались от руки обычными чернилами на тетрадных листах, скреплялись и переплетались.

 

Поскольку в Сарепте община была глубоко религиозная, то многие из экспонатов имеют также религиозную окраску. К примеру, из фондов для корреспондентов «МК-В» достали очень интересную изящную серебряную ложку 1839 года для причастия с изображением креста. А еще – Новый Завет 1907 года, принадлежавший семье Мейдер, с дарственной надписью: «Марии Мейдер на конфирмацию от пастора Леопольда Шмидта».

 

– Чем наш фонд ценен, так это тем, что часть книг из него составляют издания, подаренные детям на конфирмацию в сарептской кирхе, – говорит Наталья Ляпина, заведующая сектором учета фондов.

 

Корреспонденту «МК-В» вынесли Библию с золотым тиснением, которую возила с собой семья Шеерман по многим городам. Она была подарена некой Норе Шеерман с дарственной того же пастора.

 

– Это сарептская семья, – рассказывает о них Наталья Васильевна. – Юлиус Шеерман работал на горчичном заводе Глича, был заместителем управляющего, а потом открыл свое дело. Он завел коптильню и трактир. Его жена Клара Шеерман после смерти мужа вела его дела. Сборник-календарь с псалмами тоже принадлежал ей. В нем несколько поколений семьи Шеерман делали записи. На одной из страниц выведено: «Сегодня наша любимая бабушка ушла на свою родину», имелось в виду, что она ушла к Богу. Здесь же записаны даты крещения Норы Шеерман.

 

По таким вот живым книгам можно проследить историю семьи. Или, например, отношение к смерти, которая воспринималось ими как явление, которое не нужно оплакивать.

 

– Эти книги были подарены нам сыном Норы Никитой Шеерман, – продолжает Наталья Васильевна. – Эта семья не была репрессирована благодаря тому, что Нора вышла замуж за русского Ивана Котельникова. По этой причине и многие ценности семьи были сохранены, а затем достались нашему музею. Никита Котельников приезжал в Сарепту в 1989 году и подарил нам тоже довольно ценный экспонат – «Историю Сарепты за 100 лет» Глича. Тогда же он посетил местное кладбище. Оно находилось в плачевном состоянии: повсюду валялись надгробные плиты, дети играли в футбол черепами. Причем надгробные плиты до сих пор жители приносят в музей. В свое время их использовали под фундамент при строительстве жилых домов.

 

Кстати, сейчас на месте кладбища находится администрация Красноармейского района.

ДОМА С ПРИВИДЕНИЯМИ

В прошлом году в "Старой Сарепте" побывали съемочная группа канала ТНТ и участники программы «Экстрасенсы ведут расследование». Их вызвали потому, что в последнее время жители прилегающих к территории музея домов, да и сами сотрудники музея стали обращаться к руководству «Старой Сарепты» по поводу каких-то необъяснимых явлений. Многочисленные очевидцы рассказывали о таинственном белом свечении, появляющемся на площади Свободы, о смутных очертаниях женщины в белом с ребенком на руках и прочих неподвластных разумному объяснению явлений.

 

Нонна и Алена спешат на помощь

Так, например, сотрудники службы охраны слышали стуки и какие-то подозрительные звуки в помещениях. В пустых помещениях! Но самое удивительное, что музейные предметы самостоятельно перемещались в витринах. Такое заключение они сделали, поскольку передвинуть их «ради шутки» никто не мог, ведь ключи от витрин находятся у главного хранителя музея. Некоторые сторожа стали наотрез отказываться от ночных дежурств.

 

Поэтому руководство музея-заповедника и обратилось к представителям канала ТНТ с просьбой прислать им на помощь экстрасенсов. И они приехали. Два экстрасенса, Нонна Хидирян и Алена Орлова, пять часов подряд изучали помещения здания.

 

– Их действия напоминали ритуалы шаманов, – делились потом впечатлениями друг с другом сотрудники музея. Многим, учитывая религиозный уклон Сарепты, они не понравились.

 

Сначала общалась с призраками Нонна Хидирян. Вскоре она подтвердила, что в стенах музея в самом деле обитают духи, и начала их вызывать. Призраки были вежливы и потому не стали игнорировать и другую женщину-экстрасенса, Алену Орлову. Кстати, последняя сообщила, что в винном погребе музея-заповедника обитает некий добрый дух, который его охраняет.

 

– Он ничего плохого никому не сделает, – заявила Алена.

 

В придачу к этому она же провела обряд, чтобы еще более задобрить призрака, вызвать у него расположение к работникам и посетителям музея. В результате чего среди экспонатов в экспозиции домашней утвари сарептян появилась чарка с закуской.

 

В общем, факт, что привидения действительно есть на территории музея, подтвердился. Но с этим можно жить: они сотрудников музея никаким образом не обижают, напротив, даже охраняют. Руководство музея всех успокоило заявлением, что ни посетителям, ни местным привидения Сарепты ничего плохого не сделают, что музей – просто дом для них, в котором они живут. Но на всякий случай в подвале, на месте, где была обнаружена воронка с негативной энергетикой, была поставлена бочка. Так-то оно поспокойней будет. Для всех.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру