Рассуждения о будущем
Для того, чтобы конкурсные работы увидели как можно больше волгоградцев, губернатором было принято решение на 10 дней продлить конкурс, финал которого приходился на 1 августа. Но и этот срок подходит к концу: 10 августа — последний день работы выставки проектов. По неподтвержденным данным, ее посетили порядка 2 тысяч человек.
Для нас, волгоградцев, людей в известной степени консервативных, любая перемена в давно устоявшемся облике центральной набережной, — как минимум, повод задуматься, а то и развернуть дискуссию. Но дискутировать лучше о том, о чем имеешь представление.
А вердикт вынесет жюри конкурса, в состав которого вошли депутат волгоградской областной думы Наталья Латышевская, ректоры ВолГУ и технического университета Олег Иншаков и Иван Новаков, председатель городского совета ветеранов Александр Струков и председатель областного Александр Маклаков. Есть и архитекторы, в числе которых и действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор России, лауреат Государственной премии Тимофей Садовский — автор проекта волгоградского речного вокзала.
Какой видят набережную авторы представленных на выставке эскизов? Профессиональную экскурсию по выставке для журналистов провел временно исполняющий полномочия начальника главного управления архитектуры и градостроительства Волгоградской области Анатолий Еськин.
Как они ее видят
Авторы эскиза № 1 (здесь и далее порядковые номера проектов — те же, что и на выставке) максимально ограждают территорию набережной от застройки. Они предлагают реконструировать частично саму лестницу, чтобы расширить место для массовых мероприятий.
На нижней террасе — от здания «Водоканала» до памятника бойцам волжской флотилии - концентрируется вся общественная жизнь: здесь размещаются кафе и помещения для проведения больших мероприятий, конференц-залы, офисные здания, гостиницы. Рядом парковая зона и скульптура, посвященная странам-участницам антигитлеровской коалиции. На берегу реки, у стенки со словами генерала Родимцева, предлагается разместить яхт-клуб.
А ближе к мостовому переходу — общественно-деловая часть проекта: плотная застройка капитальными объектами. В районе насосной станции авторы предлагают организовать парковки.
В предложении № 2 основная часть набережной остается нетронутой. И застройка нижней террасы довольно корректная: минимальное количество объектов, только здания выставочных комплексов, музейных экспозиций.
Застройка предусматривается на площади между насосной станцией и музеем-панорамой «Сталинградская битва». Здесь — гостиницы, конгресс-холл, кафе и рестораны, спортивные объекты, парковая территория.
Авторы подробно остановились на транспортной инфраструктуре. Они предлагают сделать пешеходные зоны и транспортные потоки на разных уровнях. Еще одно предложение — сделать в разных уровнях подходы к набережной с улицы Комсомольской. Система подземных ходов представлена и в районе входа на набережную и перехода с нее в общественно-деловую часть центра. Здесь же — закрытые парковки.
Территория в районе Панорамы и стены со словами генерала Родимцева остается нетронутой. Общественно-деловая часть набережной выносится ближе к мостовому переходу.
Эскизный проект № 3 предусматривает максимальное сохранение зеленых насаждений и парковой зоны. Авторы намерены частично реконструировать входную аллею: создать дополнительную прогулочную террасу, под которой будет проходить общественный транспорт, разместятся парковки. На пространстве от центральной лестницы до Панорамы — исключительно парковые объекты. Над этой территорией предлагается сделать теневые навесы в виде парусов.
И вновь основная общественно-деловая «нагрузка» сдвигается к мосту, там и многофункциональный центр, и яхт-клуб, и жилые комплексы.
Идея № 4 делает набережную зеленой территорией. Авторы разводят пешеходные и транспортные потоки на разные уровни. У центральной лестницы они предлагают создать террасу для проведения общественных мероприятий. На территории от лестницы до Панорамы размещаются общественно-деловые и торговые объекты, на воде дебаркадеры. В районе мостового перехода разработчики предлагают концентрировать деловые объекты и возвести малоэтажный жилой комплекс.
Основная идея эскиза № 5: набережная — территория для прогулок и отдыха горожан. Проектом предусмотрено сохранение объектов исторического наследия в их сегодняшнем виде. Предлагается сделать функциональное зонирование территории.
В районе насосной станции — зона массовых мероприятий, есть террасы с парковкой, далее — с кафе, клубами и ресторанами, наконец, со спортивными объектами. И верхняя часть террасы предлагается под зону отдыха.
Территория в районе Панорамы отдается под мемориальную зону, здесь предусмотрен мемориальный комплекс с памятником странам антигитлеровской коалиции. Основная общественно-деловая нагрузка, как и в остальных проектах, предполагается в зоне мостового перехода.
Особенность предложения № 6 в том, что здесь объектами капитальной застройки становятся поперечные улицы в районе набережной. Вся общественно-деловая составляющая будет концентрироваться именно в этих зданиях. При этом территория набережной остается свободной от новых построек, зато с максимальным процентом озеленения. Транспорт здесь предлагается пустить в двух уровнях.
Уйти от «музея СССР»
Но как отметил Анатолий Еськин, какими бы удачными ни были эскизы, есть вероятность того, что набережная останется без реконструкции, — как говорится, на все воля жюри. Другое дело, сколько в нынешнем виде она «протянет». Поскольку гидротехническая система сооружений на берегу давно нуждается в капитальном ремонте и доведении до ума.
Но самым важным в этой истории является то, насколько сами волгоградцы хотят перемен на набережной. О том, что они нужны, говорят отзывы на эскизные проекты, которые земляки оставляют на выставке, и мнения, собранные нами на улицах города.
Николай Чернявский считает, что набережная должна стать большой парковой зоной, где каждому должно найтись занятие по душе. Кто-то хочет кататься на роликах, кто-то посидеть в кафе и потанцевать. Набережная, по мнению Николая, должна стать средоточием интересов всех горожан.
Алла Инякина считает, что набережная нуждается в реконструкции, потому что строилась она в середине прошлого века и в нынешнем виде представляет собой не столько место для отдыха, сколько «музей СССР». «Сегодня на набережной негде отдохнуть, некуда сходить с ребенком. Здесь можно только пройтись маршем по аллее от «Маяка» до театра музкомедии».
Ветеран труда Иван Холмогоров признался, что набережная для него — место воспоминаний. «Как человеку немолодому, мне есть о чем подумать на нашей набережной. Но для молодежи здесь, конечно, нет никаких условий. Набережную надо реконструировать, но это должна быть «бархатная» реконструкция — чтобы все исторически важное осталось нетронутым. Как на западе, где современные здания гармонично соседствуют с постройками прошлых веков».
О вариантах «бархатной» реконструкции рассуждали и многие другие волгоградцы. Вкратце суть их предложений: набережная должна стать более зеленой — большой парковой зоной, где представлены все виды досуга.