Второй дом
Сейчас в России живет пятьсот тысяч детей с ограниченными возможностями, три четверти из них — с задержкой физического или умственного развития. Пожалуй, раньше встретить таких детей на улице было сложнее. Они замыкались в своем мире: не выходили из дома или же воспитывались в детских домах, в специализированных интернатах. Их жизнь сводилась к посещению медицинских учреждений, в которых им помогали лечить физический недуг, но никак не духовный.
Сегодня ситуация изменилась. В такие учреждения, как областной центр реабилитации детей и подростков-инвалидов “Надежда” города Волжского, ребята с ограниченными возможностями приезжают не только для физического оздоровления. Здесь они учатся жить полноценной жизнью, ощущая все радости своей золотой поры. Судьба каждого ребенка не остается незамеченной, поскольку жизнь этих детей взрослые стараются делать максимально комфортной и насыщенной.
— Наше учреждение тем и отличается, что представляет комплексные услуги, — рассказала замдиректора центра по образованию Людмила Костюк. — Конечно, в первую очередь, родители стремятся поправить физическое здоровье своих детей, но также они получают психолого-педагогические, правовые, экономические и даже бытовые консультации и услуги. К нам детки попадают любого возраста, от рождения и до 18 лет. Ежедневно к нам приходят около двухсот детей с ограниченными возможностями. А за год — от шестисот до восьмисот человек.
В центре, продолжает Людмила Алексеевна, дети пребывают как круглосуточно, так и в режиме дневного стационара. Все зависит от того, насколько ребенок нуждается в реабилитации.
— Специальная комиссия, состоящая из медиков, психологов, педагогов, при поступлении ребенка проводит полное обследование, — поясняет замдиректора учреждения.
— Специалисты определяют, какую помощь нужно оказать ребенку и его сроки пребывания в центре. Иногда задачи ставятся на тридцать дней, а иногда дети живут здесь по девять месяцев.
Большая часть детей, нуждающихся в реабилитации, поступает с диагнозом детский церебральный паралич, с соматическими заболеваниями, болезнями нервной системы. Безусловно, чем раньше родители обратятся в центр, тем больше шансов в будущем избавить ребенка от инвалидности, но помогать ему нужно в любом возрасте.
— Высококлассных специалистов у нас много, это врачи-ортопеды, логопеды, неврологи, педиатры, психиатры, — рассказывает врач-невролог, замначальника медицинского отделения центра Людмила Курсова. — Ведь для ребенка важно не только медикаментозное лечение, но и занятия лечебной физкультурой, в бассейне, массаж, физиотерапия. Подбор занятий, лечение проводятся индивидуально. Положительные результаты есть всегда, даже если ребенок находится у нас всего месяц. Просто мы не ставим задач, чтобы за двадцать — сорок дней он встал и пошел, но постепенно ребенок обретает новые навыки и развивается. Безусловно, это труд не только специалистов, но и родителей, и стремление самого ребенка. За восемнадцатилетнюю историю центра далеко ни одного малыша удалось поднять на ноги, и каждый раз — это наша огромная общая победа.
От того, насколько мама будет внимательно относиться к занятиям специалистов, зависит дальнейшее становление маленькой личности и реабилитация в обществе.
У шестнадцатилетнего Сергея каждый день с утра по расписанию лечебная физкультура. Здесь, со специалистами, или дома, в Николаевске. Сергей наблюдается в центре с четырехлетнего возраста.
— Каждый день и мой, и мамы Сережи, и внука расписан по часам, — делится бабушка Пелагея. — Начали лечить и не остановимся на достигнутом. Это ежедневная кропотливая работа. Но благодаря специалистам центра “Надежда” Сергей достиг необыкновенных результатов.
Как отмечает бабушка, в центре Сережу научили ходить, пусть пока на костылях, но он передвигается самостоятельно! Еще в детстве пытались обращаться в другой санаторий, чтобы сменить обстановку, но там развитие мальчика останавливалось. А центр стал для Сергея настоящим вторым домом — приветливым и уютным.
Каждый день — кропотливый труд
Очередной выпускной. Буквально на днях аттестатов о получении неполного среднего образования торжественно удостоились воспитанники центра “Надежда”, девятиклассники.
— В этом также заключается комплексный подход в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, — продолжает Людмила Костюк. — Договор, заключенный со школой, позволяет проводить на базе нашего центра занятия с детьми, чтобы они не выпадали из образовательного процесса на время пребывания у нас. При выпуске дети поступают в средне-специальные учебные заведения, в вузы. Ребята очень старательные, практически все получают образование.
Очень важно то, что настроиться на курс “Счастливая жизнь” детям с ограниченными возможностями помогают опытные специалисты, которыми центр очень гордится. Как неудивительно, но при тяжелой психологической нагрузке текучки кадров здесь нет. Сюда приходят люди с необыкновенным сердцем.
— Коллектив у нас очень дружный, специалисты все грамотные и любящие детей, это профессионалы от Бога, иначе нельзя, — отмечает Людмила Алексеевна. — Начиная от директора Валерия Черешнева, благодаря которому за последние пять лет значительно улучшилась материальная база, сделан капитальный ремонт, более насыщенным стал досуг детей. Он постоянно поддерживает наших специалистов в повышении квалификации, в реализации новаторских идей в процессе реабилитации детей.
С уважением и теплом Людмила Алексеевна рассказывает о тех, кто делает жизнь детей с ограниченными возможностями ярче и лучше. О том, как дети обожают общаться с психологом Татьяной Соловьевой, а мамы — с Натальей Тарасовой. Сотням ребятишек улучшить свою речь помогли логопеды Татьяна Неупокоева и Екатерина Аникина. Дошколята признают опеку только заведующей Людмилы Рыбакиной. А воспитательницы Наталья Носкова и Наталья Камкина, несмотря на выход на пенсию, остаются активными и энергичными и уже не представляют жизни без детей. Педагог дополнительного образования Ирина Никонова занимается с детьми творчеством и помогает ребятам первые места на фестивалях и конкурсах занимать.
Ее коллега Юрий Жуков создал на базе центра вокально-инструментальный ансамбль, без выступлений которого не обходится ни один праздник в “Надежде”. К молодому педагогу дополнительного образования Никите Журавлеву сильно привязались мальчишки: даже ребят на костылях и в инвалидных колясках он научил танцевать... И это далеко не полный перечень имен тех, кто изо дня в день продолжает кропотливо трудиться над здоровьем детей и счастьем их родителей.
“Я говорю с детьми на равных”
— Наши дети удивительные, я бы даже сказала — необыкновенные, — начинает разговор воспитатель центра “Надежда” Елена Дорофеева. — Знаете, какие они талантливые и трудолюбивые! А как могут радоваться каждому дню и успехам друг друга!
В начале лета волжанка Елена Дорофеева удостоилась звания “Лучший воспитатель учреждения социального обслуживания” на Всероссийском конкурсе “Лучший работник учреждений социального обслуживания”. Это значит, что среди всех воспитателей страны лучшей признали нашу землячку.
Но Елена Николаевна из тех людей, кто не привык говорить о себе и даже стесняется громких званий. Когда я попросила рассказать о конкурсе, получении награды из рук президента страны, она почти сразу переключилась на детей.
— Все прошло торжественно и красиво. Но больше всего было приятно, что меня с нетерпением ждали дети. Уехала всего на несколько дней, а они уже заскучали, как и я по ним. Меня воспитанник Тимофей попросил рассказать о поездке, я его обрадовала, что теперь вся страна знает о том, какие у нас в центре замечательные одаренные дети, какие они пишут стихи и как потрясающе поют и танцуют. А он мне в ответ: “Нет, Елена Николаевна, это вы у нас замечательная и самая добрая на свете”, — сквозь слезы радости говорит воспитатель.
Общаясь с Еленой Николаевной, постепенно понимаешь, что столь серьезное звание “Лучший воспитатель” и не могло достаться кому-то другому. Тринадцать лет назад молодого воспитателя сократили из детского сада в связи с ликвидацией подведомственного заводу учреждения. Сегодня кажется, что эта жизненная неудача обернулась огромным счастьем для детей, попадающих в центр “Надежда”. Именно сюда пригласили работать Елену Николаевну. Спокойная, мягкая женщина с теплыми глазами и искренней улыбкой говорила о своих воспитанниках с неподдельной любовью.
— Никита — слабослышащий мальчик, у него проблемы с речью, но он очень талантливый, — рассказывает Елена Николаевна. — Кроме удивительной пластики, он замечательно танцует, а в вокально-инструментальном ансамбле он барабанщик. Для педагогов счастье работать с такими талантливыми и старательными детьми. У Игоря проблемы со зрением, но он играет на синтезаторе по памяти, сочиняет музыку, мечтает стать регентом. Еще пишет статьи о развитии интуиции, поет и рисует. Четверо ребят из девятого класса очень хорошо пишут. Все дети очень разные.
Работа в учреждении построена для детей: есть изостудия и кружок рукоделия, занятия в вокально-инструментальном ансамбле и творческая студия... Неважно, на коляске ребенок или на костылях, как он развивается и какого возраста. Здесь спасают детей, освобождая их из замкнутого мира.
Умалчивает Елена Николаевна о том, что именно под ее руководством в центре появился целый ряд интересных программ для развития творческого потенциала детей. Заведующая отделением психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста Ольга Шроль показывает презентацию, которую составили специалисты центра для участия Елены Дорофеевой во всероссийском конкурсе.
— Мы назвали презентацию “Служебный роман”, в главной роли выступила Елена Николаевна и воспитанники, — делится Ольга Викторовна. — Наша Елена Николаевна очень отзывчивый человек, инициативный и ответственный педагог. Без преувеличения можно сказать, что с ее появлением в центре началась активная творческая жизнь. Она является автором и организатором многих социально-педагогических проектов.
К примеру, это проект “Взрослые + дети”. В конце учебного года подводятся итоги, вручаются награды за активное участие в жизни центра. А самое главное отличие этого мероприятия — совместные музыкальные номера взрослых и детей, которых объединяет доброта. Еще пример — театральный клуб “Колокольчик”, в котором дети сочиняют сказки, ставят спектакли и играют разные роли.
Очень популярным у детей стал проект пресс-центр “ДОН”. Его название неслучайно: дети пожелали быть “Д” — деловыми, “О” — остроумными, “Н” — независимыми. Все названия рубрик пресс-центра придумали дети, которые и стали корреспондентами, редакторами, художественными оформителями. Все это вылилось в газету под названием “Зебра”. А еще в центре выпускается совместный сборник стихотворений педагогов и воспитанников.
— У меня есть дочь, сейчас она учится на четвертом курсе университета, — продолжает беседу Елена Николаевна. — Я не всегда уделяю ей достаточно времени, как-то незаметно она стала взрослой. Однажды я поделилась своими мыслями с воспитанницей, ныне уже выпускницей Екатериной, что меня тревожат мысли о судьбе дочери, что я не хочу терять с родным человеком понимания... Катя несколько минут подумала и написала мне стихотворение:
Два поколения смешались в одно,
Боже, как больно, но как же смешно.
Мы вспоминаем прекрасные дни,
Юность, любовь, мечты впереди
Были... Но как-то внезапно ушли,
Не попросив разрешения, в новое поколение.
Радуйся, радуйся, пой и живи,
Ведь у детей твоих все впереди.
Что-то ушло... Но ведь что-то пришло?
Боже, как больно, но как же смешно!
Для Елены Николаевны было удивительно, как совсем юная девочка смогла угадать ее состояние. Иногда ей кажется, что природа, отняв у этих детей здоровье, одарила их бесценным: талантами, умением чувствовать окружающих и быть гораздо добрее и справедливее, чем весь окружающий мир. Пожалуй, в этом главное мастерство Елены Дорофеевой как педагога — быть другом своим воспитанникам. Дети понимают ее, а она — их. Она не общается с ними снисходительно или высокомерно, она общается с ними на равных. В таком диалоге и происходит реабилитация детей. Восхождение к новой жизни, полной удивительных и интересных вещей. А еще Елена Николаевна не проявляет чувства жалости.
— Дети с ограниченными возможностями не нуждаются в жалости, они нуждаются в любви, общении, принятии их такими, какие они есть, — уверена воспитатель. — Когда они говорят, что им трудно, я соглашаюсь, но только пройдя через трудности, можно чего-то в жизни достичь.
Кого нужно реабилитировать?
“Двое безработных 1968 и 1966 года рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, прогуливались у одного из магазинов в 1-ом микрорайоне города Шарыпово. В этот момент приятели заметили молодого человека в инвалидном кресле. Хулиганы насильно отвезли инвалида на территорию школы, расположенной неподалеку, и сбросили с кресла. Вдоволь покатавшись на коляске, злоумышленники оставили ее у стадиона и ушли...”, — читаю сводку недавних происшествий...
К сожалению, наше общество устроено так, что порой не только дети с ограниченными возможностями нуждаются в реабилитации. Оздоровиться от психологического изуверства должно само общество. Проблему принятия этих детей обществом можно назвать номером один. Не так страшно и сложно само выздоровление детей, как их восприятие окружающим миром.
— Общество, к сожалению, пока не готово принимать наших детей, и они от этого очень страдают, — отмечает Елена Николаевна. — Мы вдвойне ответственны за этих детей, чтобы они обрели уверенность большую, чем здоровый человек. Когда они приходят заплаканными, потому что их осмеяли на улице, я убеждаю, что это нецивилизованные, невоспитанные люди, и надо быть выше них. Но переубедить ребенка в этом сложно. Чтобы процесс реабилитации в этом мире не проходил остро, мы проводим совместные мероприятия с детьми из обычных школ, эффект замечательный. На поле игры, творчества, сказки ребенок с ограниченными возможностями и здоровый становятся равны, потому что природа расставляет все по местам, ведь дети более лояльны и отзывчивы, чем взрослые.
Во время разговора с Еленой Николаевной, к нам подошла сотрудница центра Тамара Максимовна. Пожилая женщина пришла похвалиться зачеткой внучки: сессия студентки юридического факультета Саши сдана без троек.
— Саша родилась с весом 1 кг 200 грамм, мама от нее отказалась, да и врачи поставили крест, — рассказывает Елена Дорофеева. — Выходила бабушка, которая и возила на операции, не спала ночами... В нашем центре Саша встала на ноги, открылась как поэтесса. Так что характером она в бабушку пошла — такая же настойчивая в достижении цели, недаром на юриста в университет поступила. Хочет защищать права таких, как она сама.
После разговора Елене Николаевне позвонил выпускник из Калач-на-Дону, поделился успехами в работе, рассказал о симпатии к девочке... Удивительно, но эти дети открыты. Они благодарны за каждое теплое слово, за доброе отношение. А нашей героине только в радость слышать об их успехах и чувствовать сопричастность их судьбе... Саша написала:
“Спасибо” центру говорим за помощь в трудный час,
Сотрудников благодарим, мы не забудем вас.
Спасибо вам за доброту, заботу и любовь,
И если будет тяжело, мы к вам вернемся вновь.
Хотим мы центру пожелать успехов, процветания!
И также детям помогать их исполнять желания!
Фильм “Служебный роман”, смонтированный сотрудниками центра, завершился. Но ежедневное участие в жизни каждого воспитанника продолжается.