Такси свободно. Прошу садиться
Итак, что нужно для того, чтобы устроиться на работу в такси? Не так уж и много — ксерокопия паспорта, водительского, ИНН и вступительный взнос в тысячу рублей — своего рода страховка для хозяина от “кидания”. После чего тебе выдаются шашки (если они нестандартные) и рация (если фирма работает по ним) — и вперед. Карту или навигатор покупаешь за свои деньги. Также можно приобрести что-нибудь для самообороны. Шокер, например, или дубинку. После чего можно совершенно спокойно выезжать на линию. При этом следует учесть, что все более-менее нормальные места уже заняты конкурирующими фирмами, и чтобы спокойно стоять на них, нужно платить. Иначе можно остаться без колес или стекол. Справедливости ради стоит отметить, что сразу наносить урон машине не будет никто. Сначала просто подойдут и вежливо объяснят, что за стоянку надо платить.
Впрочем, это все лирика, а пока — шашки получены, телефон диспетчера забит в мобильник (ибо фирма работает по телефону), перед выездом на линию даешь знать диспетчеру, что приступил к работе — все. Стой, жди заказа. Если день “рыбный”, к которым относятся, как правило, пятница, суббота и воскресенье, то заказ могут дать сразу же. В противном случае можно простоять и несколько часов в ожидании звонка от диспетчера.
Кстати, таксисты крайне неохотно ездят на заказы внутри района, пренебрежительно называя их “сторублевками”. Но с другой стороны, там сто рублей, там сто рублей — к концу смены уже тысяча набегает. Чистыми. То есть те деньги, которые остаются на руках после заправки и вычета так называемых “диспетчерских”. Кстати, с этим в каждой фирме по-разному. Кто-то берет определенную фиксированную сумму с заказа, кто-то берет процент от заказа. Где-то совмещаются процент от заказа с еженедельной фиксированной платой за услуги диспетчера и аренду радиостанции. Лучше всего эти деньги откладывать сразу после каждой смены.
Мифы и реальность волгоградского такси
Итак, поехали. Работать приходилось по ночам, поскольку днем все же была основная работа. Из плюсов ночной работы только относительно свободные городские улицы и светофоры, горящие “желтым мигающим”. В минусах — все остальное. Накапливающаяся усталость, невозможность издалека определить степень адекватности “бордюра” (голосующего на обочине человека). Ну и дополнительно – концентрация неадекватных подвыпивших людей значительно выше, чем днем. Кстати, неадекватных водителей ночью тоже больше. Поэтому и приходится перекрестки проезжать оглядываясь, чтобы какой-нибудь вод...итель не въехал тебе в бок со второстепенной дороги. Но с другой стороны, ночь — это время, когда можно за, казалось бы, плевый заказ заработать приличные деньги. Как это однажды получилось у меня.
Возвращаюсь из Жилгородка в центр. На обочине мужичок в годах. Останавливаюсь. Гражданин просит довезти до дома пьяную женщину и обещает заплатить за это 500 рублей. Женщину, правда, пришлось грузить вдвоем... Благо, ехать было недалеко. Еще раз повезло зимой, когда из-за непогоды большинство водителей предпочло сойти с линии. Поездка в аэропорт закончилась пробегом до Волжского с соответствующим финансовым пополнением семейного бюджета. Однако такой фарт таксистам выпадает крайне редко. Но практически все “таксёры” в один голос рассказывали байку о товарище, который пошел крутить баранку, так как не подумав, взял кредит в одном из банков.
Едет, значит, он такой по Волгограду, вдруг его останавливает прилично одетый мужчина, в галстуке, с дипломатом и просит отвезти в Краснодар. Таксист соглашается, а по дороге жалуется мужику на свою нелегкую жизнь. Неожиданно пассажир протягивает ему визитку, которая гласит, что “бордюр” занимает весьма высокую должность в том самом банке, которому таксист был должен. Закончилась история для таксиста весьма благополучно — и денег заработал, и пассажир, проникшись жалостью к “водиле”, умудрился списать его долг.
Но это все легенды. Основная работа состоит в том, чтобы как можно быстрее подать машину клиенту. Причем и здесь не обходится без курьезов. Иногда таких, что можно Задорнову рассказывать. Например, кто бы мог догадаться, что дом № 7 находится не после дома № 5, а перед домом № 3, и к тому же на четной стороне улицы? При этом на карте дом находился там, где, собственно говоря, и должен был быть. Отдельная песня — подача машины в частный сектор. Если у нас основные городские магистрали-то дороги напоминают с трудом, то что говорить о “частнике”, где даже щебень на дороге — и то экзотика. Собственно, поэтому я и не любил ездить в Краснооктябрьский район. Если по основным улицам еще как-то можно проехать, то заезды в кварталы — это настоящее испытание для водителя и машины. Зачастую ночью объехать яму просто невозможно только лишь потому, что этому мешают припаркованные машины. Да и сами клиенты порой не знают, куда вызывают машину. Можно, например, подъехать к первому подъезду, на котором даже указан его номер, а клиент выйдет из последнего и будет с пеной у рта доказывать, что первый — именно тот подъезд, из которого он вышел. Таблички с нумерацией в данном случае не являются решающим аргументом в споре. Клиенту ведь лучше знать.
Отдельного упоминания заслуживают пьяные женщины. Вот это действительно катастрофа. За короткое время работы в такси я повидал все — начиная от задушевных разговоров с таксистом на тему “все мужики козлы, кроме вас, и давайте я за вас замуж выйду”, заканчивая откровенными предложениями вместо платы за проезд. Случались и нападения со стороны женщин “под шафе”. Ну привиделись даме зеленые чертики. Спасли только хорошие тормоза. Дамочка, ударившись лицом о подголовник сиденья, слегка пришла в себя, успокоилась и даже извинилась.
Плюс червончик на чаек
Справедливости ради отмечу, что есть и хорошие клиенты, которые даже выпив, ведут себя прилично. Даже иногда чаевые оставляют. А иногда и вещи забывают. Теоретически забытую в такси вещь вернуть можно. На практике же это зависит только от совести таксиста. Но если вдруг вы обнаружили, что забыли телефон или сумочку в машине, сразу звоните по тому номеру, по которому вы вызывали такси. Диспетчер найдет водителя и потребует вернуть пропажу, забрать которую можно будет в офисе фирмы. То же самое касается и платы за проезд. Правда, здесь речь не идет о пассажирах, взятых с обочины. Тут оплата по договоренности. Что же касается такси по вызову, то у каждого водителя есть прейскурант с указанием километража и стоимости проезда. Но, к примеру, если в тарифе указана сумма в 143 рубля, таксист вполне может округлить ее до 150. Накрутка в семь рублей не смертельна. Но если таксист просит 250 рублей — можете смело звонить диспетчеру и жаловаться на водителя. Не забыв при этом вспомнить, не заезжали ли вы в частный сектор и не потратили ли полчаса на то, чтобы “на секундочку заскочить в магазин”. Время ожидания фиксируется и в разных фирмах составляет от 3 до 5 рублей за минуту. Но если всего этого не было, а таксист вас безбожно обобрал, то для него это обойдется штрафом в 1000 рублей, который пойдет в доход фирмы, и возвратом денег клиенту. В некоторых фирмах обсчет клиента карается незамедлительным увольнением.
И напоследок оргвыводы. В качестве приработка в такси работать можно. При условии, что хорошо знаешь город и умеешь ладить с людьми. В плюсах — то, что узнаешь город, как свои пять пальцев, как следствие сокращается время для перемещения из пункта А в пункт Б. Из минусов — ускоренный износ машины по нашим дорогам, риск быть убитым, ограбленным или попасть в аварию. Сюда же следует отнести нестабильность заработка — в один день можно заработать столько, что хватит не только на бензин и сигареты. А можно за всю смену выполнить один-два заказа, и “отбить” только заправку. И ни в коем случае не стоит считать, что это легкие деньги. Работа таксистом — это каторжный труд, неблагодарный и опасный.